Содержание материала

Вернуться к содержанию

Глава 3. Редактирование геометрии

3.2. Команды общего редактирования

Кнопки команд общего редактирования объектов (копирование, перенос, удлинение и т. п.) расположены в панели Modify (Редактирование) (рис. 3.22).



Рис. 3.22. Панель Modify

Каждую из этих команд, рассмотренных в данном разделе, можно ввести по имени с клавиатуры, а также вызвать с помощью падающего меню Modify |Редакт). Многие команды данной группы работают либо с набором предварительно выбранных объектов, либо при отсутствии такого набора выдают запрос Select objects (Выберите объекты)- Остальные команды запрашивают редактируемые объекты в соответствующий момент.
Кнопка , соответствующая команде ERASE (СТЕРЕТЬ), стирает с экрана выбранные объекты и удаляет их из рисунка.
Результат действия этой команды, как и любой другой операции системы AutoCAD, может быть отменен либо с помощью кнопки панели Standard (Стандартная), либо с помощью команд U (О) и UNDO (ОТМЕНИТЬ). Щелчок по расположенной рядом кнопке позволяет раскрыть список последних операций и отметить в нем те, которые необходимо отменить. Кнопка панели Standard (Стандартная) оставляет возможность восстановить те действия, которые были отменены, причем у нее тоже можно раскрыть список доступных для восстановления операций. Аналогичную функцию выполняет новая команда MREDO (русский аналог на момент написания не известен).
Кнопка команды COPY (КОПИРОВАТЬ) копирует выбранные объекты параллельно вектору, который задается начальной и конечной точками. Если при запуске команды выбранных объектов нет, то задается вопрос о выборе объектов. После выбора объектов нужно завершить выбор либо нажатием клавиши <Enter>, либо щелчком правой кнопкой мыши.
Первый запрос команды после того, как объекты для операции копирования выбраны:
Specify base point or displacement, or [Multiple]: (Базовая точка или перемещение, или {Несколько!:)
Укажите первую точку. Это может быть любая точка чертежа, но удобнее указать одну из характерных точек копируемого объекта (например, начальную). В целом результат операции копирования зависит не от первой или второй точки, которую нужно будет указать далее, а от взаимного их расположения, ибо результирующий сдвиг копии объекта от оригинала по оси X вычисляется как разность абсцисс между второй и первой точками вектора копирования, а сдвиг по оси Y— как разность ординат. Следующий запрос:
Specify second point of displacement or <use first point as displacement: (Вторая точка перемещения или <считатъ перемещением первую точку>:)
Укажите вторую точку. В результате образуется копия выбранных объектов, которая будет смещена относительно оригинала на заданный вектор (рис. 3.23).



Рис. 3.23. Копирование объектов

Если вместо указания второй точки перемещения нажать клавишу <Enter>, то координаты введенной первой точки становятся координатами перемещения. Этим приемом можно пользоваться для случаев, когда сдвиг объекта заранее известен. Например, если какой-то объект надо скопировать и копия относительно оригинала должна быть смещена на 145 мм по оси X и на —3,75 мм по оси У, то тогда вам в ответ на запрос первой точки надо ввести 145,-3.75. Далее в ответ на запрос второй точки следует нажать клавишу <Enter>.
Опция Multiple (Несколько) предназначена для многократного копирования выбранных объектов. В случае ее использования система AutoCAD один раз запрашивает начальную точку и циклически повторяет запрос о конечной точке вектора перемещения (векторы копирования имеют одну и ту же первую точку, но различные вторые точки). Окончание работы команды — нажатие клавиши <Enter> или щелчок правой кнопкой мыши.
Кнопка команды MIRROR (ЗЕРКАЛО) позволяет зеркально отразить (симметрировать) выбранные объекты относительно оси, которая определяется двумя точками.
После выбора объектов система AutoCAD запрашивает:
Specify first point of mirror line: (Первая точка оси отражения:)
Затем, после вашего ответа, запрашивается вторая точка, а проходящая через обе точки прямая и будет осью отражения (симметрии):
Specify second point of mirror line: (Вторая точка оси отражения:)
Укажите вторую точку (рис. 3.24).
После этого остается только ответить, что сделать с исходными объектами (удалить или нет):
Delete source objects? [Yes/No] <N>: (Удалить исходные объекты?[Да/Нет] <Н>:)
Если вы не хотите удалять объекты-оригиналы, то ответьте N (Н) или нажмите клавишу <Enter>. В противном случае — ответьте Y (Д). Команда MIRROR (ЗЕРКАЛО) будет выполнена.

ЗамечаниеЕсли среди симметрируемых объектов есть тексты, то в некоторых условиях они тоже отражаются относительно оси, что приводит к их нечитаемости. Для того чтобы тексты при отражении не переворачивались, нужно установить для системной переменной MIRRTEXT значение 0 (вместо другого возможного значения 1). Тогда точки привязки текста симметрируются, а сам текст останется повернутым в ту же сторону, что и исходный. О работе с системными переменными см. разд. 11.1.

 



Рис. 3.24. Симметрирование объектов

Следующая кнопка в панели Draw (Рисование) соответствует команде OFFSET (ПОДОБИЕ). Команду можно также вызвать из падающего меню Modify (Редакт) с помощью пункта Offset (Подобие).
Команда предназначена для рисования подобных (параллельных) линий к линейным объектам (отрезкам, лучам, прямым, полилиниям, дугам, окружностям, эллипсам и сплайнам). Возможны два варианта построения параллельной линии: по расстоянию (смещению) от оригинала и через заданную точку. Первый запрос команды:
Specify offset distance or [Through] <Through>: (Величина смещения или [Точка] < Точка >:)
В угловых скобках стоит значение по умолчанию (от предыдущего выполнения команды OFFSET (ПОДОБИЕ)), которое является либо положительным числом, либо именем опции Through (Точка). Вначате рассмотрим вариант, когда вы задаете величину смещения, что может быть сделано либо вводом числа с клавиатуры, либо указанием двух точек (AutoCAD измерит расстояние между точками и возьмет его в качестве величины смещения). Следующий запрос:
Select object to offset or <exit>: (Выберите объект для создания подобных или <выход>:)
Укажите только один объект, к которому нужно построить параллельную линию. Затем AutoCAD запросит уточнить, в какую сторону от объекта нужно строить параллельную линию (почти всегда к любому объекту существуют две параллельные линии):
Specify point on side to offset: (Укажите точку, определяющую сторону смещения:)
Вам достаточно указать любую точку на экране, которая находится по ту же сторону от объекта, что и будущая параллельная линия (на рис. 3.25 сначала был только нижний объект, затем к нему чуть выше была построена параллельная линия).



Рис. 3.25. Построение подобных объектов

Далее в цикле повторяется запрос о выборе объектов для создания подобных с тем же смещением. По окончании построения всех подобных объектов нужно нажать клавишу <Enter>.
Если в начале работы с командой OFFSET (ПОДОБИЕ) вы в ответ на запрос Specify offset distance or [Through]: (Величина смещения или [Точка]:) выбрали опцию Т (Т), то AutoCAD сначала запрашивает:
Select object to offset or <exit>: (Выберите объект для создания подобных или <выход>:)
И после указания объекта запрашивает точку: Specify through point: (Через точку:)
Вы указываете точку, через которую система проводит линию, параллельную выбранному объекту. Величина получающегося смешения рассчитывается автоматически. Далее снова выдается запрос о выборе объектов для создания подобных. По окончании построений в режиме Through (Точка) нужно нажать на клавишу <Enter>.
Кнопка команды ARRAY (МАССИВ) предназначена для создания группы копий одних и тех же объектов, причем копии располагаются по определенному закону в гнездах прямоугольного или кругового массива. Команду, кроме того, можно также вызвать из падающего меню Modify (Pe-дакт) с помощью пункта Array (Массив). В любом случае команда вызывает диалоговое окно Array (Массив), которое в левой части имеет изменяемую область. Содержимое этой области зависит от состояния двух переключателей Rectangular Array (Прямоугольный массив) и Polar Array (Круговой массив), расположенных в верхней части окна (рис. 3.26).



Рис. 3.26. Диалоговое окно Array с включенным переключателем Rectangular Array

На рис. 3.26 показан вариант диалогового окна Array (Массив) для прямоугольного массива. Слайд в правой части иллюстрирует работу команды ARRAY (МАССИВ) с теми значениями, которые заданы в текущий момент для параметров Rows (Рядов), Columns (Столбцов), Row offset (Между рядами), Column offset (Между колонками) и Angle of array (Угол поворота) и определяют размеры и положение той прямоугольной матрицы, в гнездах которой будут расставлены копии выбранных объектов (матрица может иметь наклон относительно оси X). Если размножаемые объекты еще не выбраны (или выбраны не все), то можно сделать выбор, щелкнув по кнопке расположенной в правой верхней части диалогового окна. Окно при этом временно свернется и появится снова, когда вы завершите выбор объектов.
Расстояние между рядами и столбцами (отстояние). а также угол наклона массива можно задать числами или мышью. Для задания мышью нужно щелкнуть по кнопке , расположенной напротив соответствующего поля, после чего на освободившемся от окна экране указать две точки, которые и зададут значение параметра. Если щелкнуть по большой кнопке , то затем на освободившемся экране указанием двух точек можно задать сразу же отстояния рядов и отстояния столбцов (будут использованы разность между абсциссами точек и разность между ординатами).
Если отстояния положительны, то объекты размножаются вправо по оси X и вверх по оси У. Отрицательные значения меняют направление размножения по соответствующей оси (если оба числа отрицательны, то и по обеим осям).
Кнопка Preview (Просмотр), расположенная в правом нижнем углу диалогового окна, дает возможность оценить правильность задания параметров команды ARRAY (МАССИВ), прежде чем выполнить ее. На рис. 3.27 показано окно Array (Массив) режима просмотра (в качестве объектов размножения выбран прямоугольник и находящиеся внутри него отрезок и заливка). Если вы согласны с результатом, то можете щелкнуть по кнопке Accept (Принять), если не согласны — то по кнопке Modify (Изменить) и вернуться в диалоговое окно, изображенное на рис. 3.26.
Другой вариант команды — размножение объектов по дуге окружности, который работает при включении переключателя Polar Array (Круговой массив). На рис. 3.28 показано диалоговое окно Array (Массив) в режиме кругового массива.



Рис. 3.27. Предварительный просмотр результата работы команды ARRAY в режиме прямоугольного массива

В этом окне нужно задать центр кругового массива (поле Center point (Точка центра)) и в раскрывающемся списке Method (Способ построения) выбрать способ заполнения: Total number of items & Angle to fill (Число элементов и угол заполнения), Total number & Angle between items (Число элементов и угол между элементами) или Angle to fill & Angle between items (Угол заполнения и угол между элементами). В зависимости от выбранного способа, нужно будет заполнить два из трех следующих параметров: Total number of items (Число элементов), Angle to fill (Угол заполнения) и Angle between items (Угол между элементами). Положительные значения углов означают движение против часовой стрелки, отрицательные — по часовой.
В зависимости от состояния флажка Rotate items as copied (Поворачивать элементы массива), размножаемые объекты будут поворачиваться параллельно касательным к дуге или нет. Если в области Object base point (Базовая точка объекта) установлен флажок Set to object's default (Как установлено в объекте), то дуга, относительно которой расставляются новые объекты, будет проходить через некоторую точку последнего выбранного примитива (эта точка определяется системой по своему алгоритму — как правило, это первая или центральная точка). Если данный флажок сбросить, то можно в поле Base point (Базовая точка) задать другую базовую точку.



Рис. 3.28. Диалоговое окно Array с включенным переключателем Polar Array

Если щелкнуть по кнопке Less (Меньше), то размер окна, приведенного на рис. 3.28, уменьшится за счет исчезновения области Object base point (Базовая точка объекта), щелчок по той же кнопке раскроет скрытую область при этом надпись на кнопке будет More (Больше)).
На рис. 3.29 приведен результат работы команды ARRAY (МАССИВ) в режиме кругового массива.
Кнопка соответствует команде MOVE (ПЕРЕНЕСТИ), которая позволяет переместить выбранные объекты параллельно вектору, заданному двумя точками. Команду можно также вызвать из падающего меню Modify (Pe-дакт) с помощью пункта Move (Перенести). Запросы и действия этой команды очень похожи на запросы и действия команды COPY (КОПИРОВАТЬ). Первый запрос после выбора объектов:
Specify base point or displacement: (Базовая точка или перемещение:)
Задайте первую точку. Следующий вопрос:
Specify second point of displacement or <use first point as displacement: (Вторая точка перемещения или < считатъ перемещением первую точку >:)



Рис. 3.29. Копирование объектов с помощью кругового массива

Укажите вторую точку вектора перемещения (рис. 3.30). Если нажать вместо этого на клавишу <Enter>, то координаты первой точки рассматриваются как координаты перемещения.
Кнопка команды ROTATE (ПОВЕРНУТЬ) дает возможность повернуть выбранные объекты относительно базовой точки на заданный угол. Команду можно также вызвать из падающего меню Modify (Редакт) с помощью пункта Rotate (Повернуть).
Сначала команда информирует о режимах измерения углов:
Current positive angle in UCS: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0
(Текущие установки отсчета углов в ПСК: ANGDIR=против ч/с ANGBASE=0)



Рис. 3.30. Перенос объектов

Первый запрос после выбора объектов:
Specify base point: (Базовая точка:)
Укажите базовую точку, относительно которой будет выполняться поворот. Далее:
Specify rotation angle or [Reference]: (Угол поворота или {Опорный угол]:)
Укажите угол вводом с клавиатуры или с помощью мыши (рис. 3.31).
Вместо ввода угла возможно указание угла поворота с помощью опции Reference (Опорный угол). Например, пусть треугольник с находящимся внутри него отрезком (рис. 3.32) нужно повернуть относительно точки 1 на такой угол, чтобы правая сторона треугольника, отмеченная точками 1 и 2, стала строго горизонтальной.
Задачу можно решить, воспользовавшись вышеупомянутой опцией и не вычисляя начального угла наклона.



Рис. 3.31. Поворот объектов

Вызовите команду ROTATE (ПОВЕРНУТЬ) любым из известных вам способов. На запрос Select objects: (Выберите объекты:) отметьте мышью треугольник и требуемый отрезок и завершите выбор объектов нажатием на клавишу <Enter>. На запрос Base point: (Базовая точка:) с помощью объектной привязки укажите точку 1. Затем в ответ на запрос Specify rotation angle or [Reference]: (Угол поворота или [Опорный угол]:) выберите опцию R (О). Последует запрос:
Specify the reference angle <0>: (Опорный угол <0>:)
Выберем способ ввода угла с помощью двух точек. Укажите точку 1 (с помощью объектной привязки) и в ответ на запрос Specify the second point: (Вторая точка:) укажите точку 2. Начальный угол тем самым определен. Далее AutoCAD запрашивает:
Specify the new angle: (Новый угол:)
В качестве нового угла нужно ввести с клавиатуры 0. Треугольник повернется до горизонтального положения. Поставленная задача решена.



Рис. 3.32. Поворот объектов с помощью опции Reference

Кнопка . соответствующая команде SCALE (МАСШТАБ), позволяет масштабировать (т. е. увеличивать или уменьшать) выбранные объекты относительно базовой точки. Команду можно также вызвать из падающего меню Modify (Редакт) с помощью пункта Scale (Масштаб).
На рис. 3.33 приведен пример, когда прямоугольник и вписанный в него круг масштабируются относительно точки левого нижнего угла прямоугольника.
Команда SCALE (МАСШТАБ) после выбора объектов запрашивает: Specify base point: (Базовая точка:)
Укажите базовую точку (например, точку левого нижнего угла прямоугольника). Далее:
Specify scale factor or [Reference]: (Масштаб или /Опорный отрезок]:)
Для увеличения объектов нужно ввести число больше 1, для уменьшения — положительное число меньше 1. Если масштабирование нужно выполнить в дробное количество раз (например, 3/7), то можно воспользоваться опцией Reference (Опорный отрезок). В ответ на выбор этой опции система AutoCAD выдает запрос:
Specify reference length <1>: (Длина опорного отрезка <!>:)



Рис. 3.33. Масштабирование объектов

Введите число 7. Specify new length: (Новая длина:)
Введите число 3, и система выполнит требуемое преобразование (коэффициент преобразования будет вычислен как частное от деления второй длины на первую). Обе длины можно показывать и с помощью точек (сначала две точки, между которыми будет измерена длина опорного отрезка, а затем указать еще одну точку, до которой будет измерена длина от начала опорного отрезка).
Команда STRETCH (РАСТЯНУТЬ), которой соответствует кнопка панели Modify (Редактирование) предназначена для изменения формы объекта методом растяжения. Команду можно также вызвать из падающего меню Modify (Редакт) с помощью пункта Stretch (Растянуть).
Команда обычно выполняется над полилинией (хотя она может растягивать и дуги, эллиптические дуги, сплайны и другие линейные примитивы), когда надо переместить несколько ее вершин параллельно вектору, задаваемому двумя точками, а остальные вершины полилинии надо оставить на месте и соответствующим образом преобразовать геометрию объекта. Команда STRETCH (РАСТЯНУТЬ) не применяется для набора предварительно выбранных объектов, поскольку в данном случае важно часть полилинии выбрать с помощью секущей рамки или секущего многоугольника, поэтому первый запрос выглядит так:
Select objects to stretch by crossing-window or crossing-polygon... Select objects: (Выберите растягиваемые объекты секущей рамкой или секущим многоугольником...Выберите объекты:)
На рис. 3.34 показана полилиния в форме прямоугольника, у которого нужно переместить две правые вершины.



Рис. 3.34. Выбор растягиваемого объекта секущей рамкой

Выберите секущей рамкой прямоугольник, но таким образом, чтобы внутри рамки оказались только правые вершины полилинии (те из читателей, кто забыл способы выбора объектов, могут вернуться к разд. 3.1). Закончите выбор объектов нажатием клавиши <Enter>. Затем следует запрос о первой точке:
Specify base point or displacement: (Базовая точка или перемещение:)
Укажите первую точку: Specify second point of displacement or <use first point as displacement>: (Вторая точка перемещения или <считать перемещением первую точку >:)
Укажите вторую точку вектора перемещения (рис. 3.35).



Рис. 3.35. Указание вектора перемещения в команде STRETCH

В результате выполнения команды вершины полилинии, не попавшие в рамку, остались на старых местах, а вершины, выбранные секущей рамкой, переместились параллельно заданному вектору.
Команда LENGTHEN (УВЕЛИЧИТЬ), которой соответствует пункт Lengthen (Увеличить) падающего меню Modify (Редакт), увеличивает отрезки, дуги и конечные сегменты полилиний на заданную величину (в единицах длины или угловых единицах).
Первый запрос команды:
Select an object or [DElta/Percent/Total/DYnamic]: (Выберите объект или /ДЕлыпа/проЦент/Всего/ДИнамика]:)
Если в этот момент выбрать объект, то система AutoCAD выдает его текущие параметры, которые можно использовать для увеличения (для отрезка и сегмента полилинии — длину, а для дуги — длину и центральный угол). Опции команды:

  • DElta (ДЕльта) — указывается величина удлинения (числом);
  • Percent (проЦент) — указывается новая длина в процентах от старой длины:
  • Total (Всего) — указывается новая полная длина в линейных или угловых единицах;
  • DYnamic (ДИнамика) — величина удлинения указывается динамически, т. е. заданием одной точки с помощью мыши, а расстояние до следующей указанной точки становится величиной удлинения.

В случае опции DElta (ДЕльта) система AutoCAD запрашивает:
Enter delta length or [Angle] <0.0000>: Приращение длины или [Угол/ <0.0000>:)
На это вы задаете величину приращения в миллиметрах (положительную случае увеличения длины и отрицательную в случае уменьшения длины), система AutoCAD выдает следующий запрос:
Select an object to change or [Undo]: Выберите объект для изменения или [Отменить]:)
Опция U (О) отменяет предварительную установку способа увеличения и возврашает к более раннему запросу. Если вы указываете объект, то он изменяется (увеличивается или уменьшается, в зависимости от знака величины удлинения), причем с того конца, ближе к которому вы указали изменяемый объект. Далее циклически повторяется запрос о выборе объекта для вменения, пока вы не нажмете клавишу <Enter>.
Если вместо приращения длины вы выберете опцию Angle (Угол), то система запросит приращение угла (в угловых скобках при этом может выводить и предыдущее приращение):
Enter delta angle: Введите приращение угла:)
Введите величину приращения (она может быть и отрицательной), и в ответ на следующий запрос выберите изменяемый объект.
Аналогично работают остальные опции команды LENGTHEN (УВЕЛИЧИТЬ). На рис. 3.36 показан пример увеличения дуги с помощью опции DYnamic (ДИнамика). Начало "резиновой нити" показывает конец дуги перед изменением. Конец резиновой нити (с крестом) определяет новый центральный угол. Дуга строится системой AutoCAD с новой величиной, которая закрепляется фиксацией новой точки с помощью левой кнопки мыши.



Рис. 3.36. Увеличение дуги с помощью опции DYnamic команды LENGTHEN

Кнопка соответствует команде TRIM (ОБРЕЗАТЬ), позволяющей обрезать объект (объекты) с помощью пересекающих его (их) других объектов или удлинить его (их) до нужного объекта. Команду можно также вызвать из падающего меню Modify (Редакт) с помощью пункта Trim (Обрезать).
Первый запрос команды:
Current settings: Projection = UCS Edge = None Select cutting edges ... Select objects:
(Текущие установки: Проекция = ПС К Кромки = Без продолжения Выберите режущие кромки ... Выберите объекты:)
В первой строке этого сообщения показаны текущие установки команды, которые при необходимости могут быть изменены. Разберем механизм действия команды на примере рис. 3.37, на котором в левой части экрана показано положение объектов до операции обрезки, а справа — после нее.



Рис. 3.37. Обрезка объектов

Порядок указания объектов в данном случае очень важен. Сначала нужно указать "режущие кромки" — в нашем примере это один отрезок. Окончание выбора режущих объектов — это нажатие клавиши <Enter>. Следующий запрос:
Select object to trim or shift-select to extend or [Project/Edge/Undo]:
(Выберите обрезаемый объект или с клавишей <Shift> выберите удлиняемый объект или [Проекция/Кромка/Отменить]:)
В ответ на этот запрос необходимо выбрать объекты, которые будут обрезаны (в данном примере — упомянутым отрезком), но при этом объекты следует указать именно в той части, которая должна удалиться в результате обрезки. На рис. 3.37 обрезаемые объекты помечаются в точках, которые для наглядности оформлены узловыми точками.
Вместо указания обрезаемых объектов можно изменить установки или отменить предыдущее действие (опция Undo (Отменить)). При выборе опции Project (Проекция) AutoCAD предлагает:
Enter a projection option [None/Ucs/View] <Ucs>: (Задайте опцию проецирования [Нет/Пск/Вид] <Пск>:)
Предлагаемые для выбора опции означают, что обрезка может производиться не только режущими кромками, но и их проекциями, а способ проецирования может быть установлен либо по текущей системе координат (опция Ucs (Пек)), либо по текущему виду (опция View (Вид)). Эти опции будут понятны после разбора операций трехмерных построений. Опция None (Нет) отключает возможность обрезки в проекции (т. е. режущие и обрезаемые объекты должны будут находиться в одной плоскости).
При выборе опции Edge (Кромка) будет выведен запрос:
Enter an implied edge extension mode [Extend/No extend] <No extend >:
(Режим продолжения кромки до воображаемого пересечения [С продолжением/ Без продолжения] <Без продолжения>:)
Здесь определяется, участвуют ли в операции обрезки продолжения режущих кромок. При выборе режима Extend (С продолжением) обрезка выполняется не только выбранными режущими кромками, но и их продолжениями. В случае режима No extend (Без продолжения) обрезка продолжениями режущих кромок не выполняется.
Одни и те же линии при необходимости могут входить как в набор режущих кромок, так и в набор обрезаемых объектов. Например, если два пересекающихся отрезка должны быть взаимно обрезаны, то каждый из них должен быть включен в оба вышеупомянутых набора. Тогда система выполнит взаимную обрезку за одну команду TRIM (ОБРЕЗАТЬ).
При обрезке может происходить преобразование типов примитивов. Например, окружность может стать дугой, луч — отрезком, прямая — лучом или отрезком.
В последних версиях системы команда TRIM (ОБРЕЗАТЬ) фактически объединена с командой EXTEND (УДЛИНИТЬ), рассматриваемой ниже. Это выражается в том, что при ответе на запрос Select object to trim or shift-select to extend or [Project/Edge/Undo]: (Выберите обрезаемый объект или с клавишей <Shift> выберите удлиняемый объект или [Проекция/Кромка/Отменить]:) вместо обычного выбора обрезаемых объектов можно нажать клавишу <Shift> и, не отпуская, отметить мышью объекты. Однако отмеченные таким образом объекты будут не обрезаться, а удлиняться до секущей кромки. В системе AutoCAD 2000 и более ранних версиях этого не было.
Команда EXTEND (УДЛИНИТЬ), которой соответствует кнопка позволяет выбрать набор "граничных кромок", а затем указать объекты, которые удлиняются до этих кромок. Команду можно также вызвать из падающего меню Modify (Редакт) с помощью пункта Extend (Удлинить). Последовательность указания объектов очень важна, так как системе нужно различать граничные и удлиняемые объекты.
Первое сообщение содержит информацию о действующих режимах (режимы общие с командой TRIM (ОБРЕЗАТЬ)) и запрос граничных кромок, до которых нужно выполнить операцию удлинения:
Current settings: Projection = UCS Edge = None Select boundary edges... Select objects:
(Текущие установки: Проекция = ПСК Кромки = Без продолжения Выберите граничные кромки... Выберите объекты:)
Укажите объекты, которые должны образовать набор граничных кромок, и завершите их выбор нажатием клавиши <Enter>. Далее:
Select object to extend or shift-select to trim or [Project/Edge/Undo]:
(Выберите удлиняемый объект или с клавишей <Shift> выберите обрезаемый объект или [Проекция/Кромка/Отменить]:)
Нужно указать объекты, которые будут удлинены до набора граничных кромок, причем точка указания каждого удлиняемого объекта должна быть ближе к тому концу, в сторону которого будет выполнено удлинение. На рис. 3.38 пунктиром показан эллипс, который является граничной кромкой, а левый удлиняемый отрезок указан в верхней своей части.
Если бы отрезок был помечен в левой части, то система AutoCAD выдала бы сообщение:
No edge in that direction. (В данном направлении кромки нет.)
Команда EXTEND (УДЛИНИТЬ) интегрирована с ранее рассмотренной командой TRIM (ОБРЕЗАТЬ), поэтому если при выборе удлиняемых объектов нажата клавиша <Shift>, то объекты, выбранные в команде EXTEND (УДЛИНИТЬ), не удлиняются, а обрезаются.
Команда BREAK (РАЗОРВАТЬ) предназначена для разрыва объекта в двух указываемых точках. Команду можно вызвать из падающего меню Modify (Редакт) с помощью пункта Break (Разорвать). Кроме того, ей в панели инструментов Modify (Редактирование) соответствуют две кнопки. Кнопка вызывает команду BREAK (РАЗОРВАТЬ) в самом общем варианте. Этот вариант мы сначала и рассмотрим.



Рис. 3.38. Удлинение объекта

Первый запрос команды: Select object: (Выберите объект:)
Укажите объект, причем по умолчанию точка указания будет и первой точкой разрыва. Далее:
Specify second break point or [First point]: (Вторая тонка разрыва или {Первая точка]:)
Укажите вторую точку разрыва. Результат операции виден на примере, приведенном на рис. 3.39 (в левой части — до разрыва, в правой — после разрыва; точки демонстрируют последовательность указания).
Возможен случай, когда точка указания объекта не должна быть точкой разрыва (например, если в точке разрыва есть пересечение с другой линией и указание этой точки может привести к неправильному выбору разрываемого объекта). Тогда в ответ на запрос второй точки разрыва следует воспользоваться опцией First point (Первая точка), что позволяет заново указать первую точку разрыва (не меняя выбора объекта):
Specify first break point: (Первая точка разрыва:)



Рис. 3.39. Разрыв объекта

Укажите первую точку. Specify second break point: (Вторая точка разрыва:)
Нужно указать вторую точку, после чего команда будет выполнена. Если вы вместо указания второй точки введете на клавиатуре символ @, то это будет означать, что координаты второй точки разрыва совпадают с координатами первой. Таким образом видимого разрыва на экране не будет, но отмеченный вами объект разделится на два (этот вариант неприменим для целой окружности).
Кнопка Break at Point (Разорвать в точке) панели инструментов Modify(Редактирование) позволяет воспользоваться вариантом команды BREAK (РАЗОРВАТЬ) в том случае, когда первая и вторая точки разрыва совпадают, но точка указания объекта не является точкой разрыва.
Кнопка вызывает команду CHAMFER (ФАСКА), которая выполняет операцию подрезки двух пересекающихся прямолинейных сегментов (отрезков, лучей, прямых) на заданных расстояниях от точки их пересечения (снятие фаски), строя при этом новый отрезок, соединяющий точки подрезки. Команду, кроме того, можно вызвать из падающего меню Modify (Редакт) с помощью пункта Chamfer (Фаска). Команда выполняется как над пересекающимися, так и над непересекающимися, но непараллельными отрезками (при этом отрезки сначала удлиняются до пересечения).
Команда CHAMFER (ФАСКА) сначала сообщает текущее состояние режимов, а затем выдает запрос о выборе объекта:
(TRIMmode) Current chamfer DistJ = 0.0000, Dist2 = 0.0000 Select first line or [Polyline/Distance/Angle/Trim/Method/mUltiple]:
((Режим С ОБРЕЗКОЙ) Параметры фаски: Длина! = 0.0000, Длина2 = 0.0000 Выберите первый отрезок или /полИлиния/Длина/Угол/Обрезка/Метод/ мНого]:)
Если действующие параметры фаски вас устраивают, то вы можете прямо перейти к указанию первого объекта. Но чаще всего сначала надо установить необходимые вам длины фасок. Это делается с помощью опции Distance (Длина), которая выдает свой запрос:
Specify first chamfer distance <0.0000>: (Первая длина фаски <0.0000>:)
Введите первую длину — например, 75 мм. Далее:
Specify second chamfer distance <75.0000>: (Вторая длина фаски <75.0000>:)
Введите вторую длину — например, еще раз 75 мм. Команда на этом не заканчивает работу, как это было в ранних версиях системы AutoCAD, а снова выдает запрос:
Select first line or [Polyline/Distance/Angle/Trim/Method/mUltiple]:
(Выберите первый отрезок или { полИлиния/Длина/Угол/Ойрезка/Метод/ мНого]:)
Нужно отметить первый отрезок. Система AutoCAD тогда запрашивает: Select second line: (Выберите второй отрезок:)
Выберите второй обрезаемый отрезок. На рис. 3.40 приведен пример снятия фаски: в левой части изображены отрезки до операции, и правой части — после операции.
Если в начале команды использовать новую опцию multiple (мНого), то тогда после построения первой фаски команда CHAMFER (ФАСКА) не завершит свою работу, а будет в цикле запрашивать очередную пару редактируемых объектов.



Рис. 3.40. Снятие фаски с отрезков

Опция Trim (Обрезка) выдает запрос:
Enter Trim mode option [Trim/No trim] <Trim>: (Режим обрезки [С обрезкой/Без обрезки] <С обрезкой>:)
В этот момент нужно выбрать один из двух режимов. Обычный режим — Trim (С обрезкой). В случае выбора режима No trim (Без обрезки) дополнительный отрезок, соединяющий точки подрезки, строится, а сами исходные сегменты, к которым применяется операция снятия фаски, остаются неизмененными (как, например, стороны прямоугольника на рис. 3.41). Установка режима распространяется и на следующую команду FILLET (СОПРЯЖЕНИЕ).
Другая опция команды CHAMFER (ФАСКА) — Method (Метод). В этом случае выдается запрос:
Enter trim method [Distance/Angle] <Distance>: (Метод построения [Длина/Угол/ <ДлинаУ:)



Рис. 3.41. Снятие фаски по всей полилинии

Команда может снимать фаску двумя методами. Первый — в случае задания опции Distance (Длина), когда задаются две длины, снимаемые с отрезков. Второй — в случае задания опции Angle (Угол), когда задается одна длина и угол, под которым строится дополнительный отрезок фаски относительно первого сегмента. Установки для обоих методов система AutoCAD хранит в системных переменных CHAMFERA, CHAMFERB (метод Distance (Длина)) и CHAMFERC, CHAMFERD (метод Angle (Угол)). Значения этих переменных выдаются при сообщении текущего состояния установок команды CHAMFER (ФАСКА) (о системных переменных см. разд. 11.1). Задание значений переменных в команде CHAMFER (ФАСКА) выполняется с помощью опций Distance (Длина) и Angle (Угол).
Можно в качестве сегментов для снятия фаски указывать конечные прямолинейные участки двух полилиний или отрезок и конечный прямолинейный сегмент полилинии, а также участки одной полилинии. В последнем варианте либо указываемые сегменты полилинии должны быть соседними, либо они могут быть разделены еще одним сегментом (фаска снимается по обе стороны от точки их пересечения).
Еще одна интересная опция — Polyline (полИлиния). С ее помощью можно снять фаску сразу во всех вершинах одной полилинии. На рис. 3.41 приведен пример такой операции над полилинией в форме прямоугольника (режим No trim (Без обрезки)).
Команда FILLET (СОПРЯЖЕНИЕ) сопрягает объекты (например, отрезки, дуги и окружности) дугой заданного радиуса. Ей соответствует кнопка панели Modify (Редактирование) и пункт Fillet (Сопряжение) падающего меню Modify (Редакт). Команда по своим режимам аналогична команде CHAMFER (ФАСКА).
Первое сообщение, выдаваемое командой, содержит информацию о текущих настройках и запрос первого объекта:
Current settings: Mode = TRIM, Radius = 0.0000 Select first object or [Polyline/Radius/Trim/mUltiple]:
(Текущие настройки: Режим = С ОБРЕЗКОЙ, Радиус сопряжения = 0.0000 Выберите первый объект или [полИлиния/раДиус/Обрезка/мНого]:)
Опция Radius (раДиус) после выдачи соответствующего запроса дает возможность изменить текущее значение радиуса сопряжения:
Specify fillet radius < 0.0000 >: (Радиус сопряжения <0.0000>:)
После установки величины радиуса снова повторяется запрос Select first object or [Polyline/Radius/Trim/mUltiple]: (Выберите первый объект или [полИлиния/раДиус/Обрезка/мНого]:). Если текущие настройки вас удовлетворяют, отметьте первый объект для сопряжения. Далее:
Select second object: (Выберите второй объект:)
Когда вы укажете второй объект, система AutoCAD либо построит требуемую дугу сопряжения, либо сообщит о том, что сопряжение с данным радиусом невозможно. На рис. 3.42 приведен пример сопряжения отрезка и окружности (слева — объекты до сопряжения, справа — после сопряжения). В качестве сопрягаемых объектов могут фигурировать два участка полилинии, которые либо являются соседними участками, либо они разделяются одним сегментом полилинии.
Новая опция multiple (мНого) позволяет в цикле выполнять многократное сопряжение объектов.
Опция Trim (Обрезка) управляет режимом обрезки (он интегрирован с режимом обрезки в команде CHAMFER (ФАСКА)). Если выбран режим No trim (Без обрезки), тогда сопрягающая дуга вычисляется и строится (если построение возможно), а исходные объекты остаются без изменения. Если же действует режим Trim (С обрезкой), то незамкнутые сопрягаемые объекты укорачиваются или удлиняются до точки начала сопрягающей дуги. На рис. 3.42 исходный отрезок, показанный слева, по этой причине стал короче.
Опция Polyline (полИлиния) позволяет скруглить заданным радиусом все вершины одной полилинии.



Рис. 3.42. Сопряжение объектов

В ранних версиях системы AutoCAD команда FILLET (СОПРЯЖЕНИЕ) могла сопрягать только прямолинейные объекты.

Последняя кнопка панели Modify (Редактирование), соответствующая команде EXPLODE (РАСЧЛЕНИТЬ), уже рассматривалась нами ранее. Она расчленяет на более простые объекты полилинии, вхождения блоков, размеры и другие сложные объекты.