Logo

Глава 6.Проектирование продольного профиля

6.1.Принципы проектирования трассы (проектной линии) в продольном профиле

Определение положения проектной линии продольного профиля – один из наиболее ответственных и сложных этапов проектирования автомобильных дорог. На положение проектной линии влияет большое число факторов и условий.

Топографические условия проложения дороги в значительной степени определяют положение проектной линии. На участках с плавным формами рельефа проектную линию проектируют по огибающей, следующей очертанию земли и, наоборот, на участках с резко пересеченным рельефом положение проектной линии устанавливают с устройством чередующих насыпей и выемок. При проектировании по огибающей руководящая отметка назначается из условия незаносимости насыпи снегом либо из условия минимального возвышения поверхности покрытия над уровнем грунтовых или поверхностных вод.

Гидрологические условия в ряде случаев вынуждают ограничивать глубину выемок в связи с необходимостью обеспечения нормируемоговозвышения поверхности над уровнем грунтовых вод [22]. Игнорирование этого условия оборачивается впоследствии строительством дорогостоящего откосного и подкюветного дренажа.

Почвенно-грунтовые и геологические условия во многом влияют не только на положение проектной линии, но и на конструкцию земляного полотна; ограничивают высоту насыпей на слабых основаниях и вынуждают, по возможности, уменьшать глубину выемок в грунтах, непригодных для отсыпки насыпей на прилегающих участках дороги, а в местах, где качество грунтов позволяет возводить насыпи из притрассовых резервов, дают возможность проектировать профиль по огибающей с минимальной руководящей отметкой.

Климатическиефакторы оказывают существенное влияние на положение проектной линии, особенно в отношении предотвращения снегозаносов на будущей дороге. На снегозаносимых участках всегда стремятся избегать выемок (особенно мелких), а при проектировании по огибающей руководящую отметку назначают из условия снегонезаносимости.

Гидрологические условия определяют минимальное возвышение бровки земляного полотна над трубами, во многом определяют отметки бровок земляного полотна на подходах к мостам, а также отметки проезда на самих мостах.

Ситуационные особенности района проложения трассы диктуют прохождение линии продольного профиля через определенные фиксированные точки (пересечения и примыкания автомобильных дорог, пересечение железных дорог, входы в города, условия прохождения через населенные пункты и т.д.).

Общими требованиями по установлению положения проектной линии продольного профиля независимо от метода проектирования являются:

·соблюдение технических норм проектирования (допустимые продольные уклоны, минимальные радиусы выпуклых и вогнутых вертикальных кривых и т. д.);

·обеспечение минимальных объемов земляных работи рационального распределения земляных масс;

·прохождение проектной линии через контрольные точки;

·ограничение длин участков с предельными уклонами;

·ограничение минимальных длин вертикальных кривых одного знака (шаг проектирования) во избежание получения "неспокойной" проектной линии;

·обеспечение зрительной плавности и ясности трассы и связанных с ней уровней удобства и безопасности движения. Эта задача, как правило, решается совместно с проектированием плана автомобильных дорог.

К положению проектной линии продольного профиля выдвигается целый ряд требованийи условий со стороны автомобильного транспорта, технологических особенностей строительства и со стороны эксплуатации автомобильных дорог. Оптимальное положение проектной линии продольного профиля при автоматизированном проектировании и проектное решение при ручной технологии всегда отыскивается в рамках соответствующего комплекса технических ограничений, который включает:

·допустимые продольные уклоны. Уклон ни в одной точке продольного профиля не должен превышать значения нормируемого по СНиП [22] для данной категории дороги;

·руководящую отметку. При проектировании продольного профиля на спокойных участках рельефа по огибающей необходимое возвышение бровки земляного полотна определяется из условия незаносимости снегом, либо из условия минимального возвышения поверхности покрытия над уровнем грунтовых и поверхностных вод;

·фиксированные контрольные точки. Прохождение проектной линии через фиксированные контрольные точки, назначаемые по ситуационным условиям, является обязательным;

·ограничивающие точки и зоны. Прохождение проектной линии продольного профиля допускается не ниже ограничивающих точек и зон (обычно это минимальные отметки над трубами, на мостах и путепроводах);

·контрольные ограничения. Это ограничение высоты насыпей и глубины выемок при неудовлетворительных геологических, гидрогеологических, почвенно-грунтовых условиях и т.д.;

·допустимые наибольшие длины участков с предельными уклонами продольного профиля. Допустимая длина таких участков нормируется по СНиП [22];

·наименьшие длины вертикальных кривых одного знака. Наименьшая длина вертикальной кривой нормируется по СНиП [22].

6.2.Редактор продольного профиля

В системе IndorCAD/Road проектирование продольного профиля дороги выполняется с помощью редактора продольного профиля (рис. 6.1.), который открывается командой Продольный профиль в меню Окно, либо сочетанием клавиш Ctrl+1. Эта команда становится доступной только, если трасса разбита на поперечники (чтобы разбить трассу, выполните команду Трасса|Разбить…).

Рис. 6.1. Редактор продольного профиля

Окно редактора продольного профилясостоит из следующих основных элементов.

Строка заголовка

Строка заголовка находится в самой верхней части окна и содержит пиктограмму IndorCAD/Road, название окна и стандартные кнопки управления размерами основного окна. Щелкнув на пиктограмме, можно получить доступ к системному меню для изменения размера, закрытия или перемещения окна.

Панель инструментов

Панель инструментов занимает вторую строчку окна и включает инструменты для проектирования продольного профиля. Количество доступных инструментов зависит от выбранного метода проектирования. Следующие инструменты доступны при любом методе проектирования:

Режим выделения. Включает режим выбора текущего пикета активной трассы. Текущий пикет выделяется красной вертикальной линией. Для выбора пикета, щелкните на нем левой кнопкой мыши. При сплайновом методе проектирования в данном режиме можно выделить участок трассы. Для этого, удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместите курсор от начального пикета участка к конечному (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Выделение участка трассы

Для отмены выделения необходимо щелкнуть в любом месте рабочей области.

Увеличить изображение. Включает режим увеличения изображения.

Уменьшить изображение. Включает режим уменьшения изображения.

Обновить данные профиля. Обновляет данные продольного профиля.

Редактируемый элемент.В этом списке можно выбрать элемент трассы, продольный профиль которого требуется изменить.

Отображать элемент.В этом списке можно выбрать элемент трассы, который будет отображаться на продольном профиле.

Рабочая область

Рабочая область расположена в центре окна, где отображается внешний вид текущего продольного профиля:

·сплошной черной линией отображается продольный профиль существующей поверхности,

·красной линией – продольный профиль редактируемого элемента проектной поверхности;

·красной пунктирной линией – продольный профиль элемента проектной поверхности, выбранного в списке Отображать элемент;

·синей пунктирной линией – продольный профиль интерполированной поверхности (в случае нового строительства совпадает с сечением существующей поверхности);

·вертикальными линиями черного цвета отображаются линии пикетов и рабочих отметок, которые соответствуют шагу разбивки трассы на поперечные профили (см. пункт главного меню Трасса|Разбить…). Чтобы не отображать линии пикетов и рабочих отметок, отключите флажки опций Линии пикетов, Линии рабочих отметок контекстного меню.

Перемещение по пикетам осуществляется несколькими способами:

·щелчком мыши на линии пикета;

·используя клавиши клавиатуры, управляющие перемещением курсора: Left (на пикет назад), Right (на закладку вперед), Home (на первый пикет), End (на последний пикет).

Контекстное меню рабочей области открывается щелчком правой кнопки мыши в рабочей области.

Рис. 6.3. Контекстное меню рабочей области

Информационное окно

Информационное окно включает набор проектных данных для текущего продольного профиля:

·рабочие отметки (красного цвета),

·проектные отметки (красного цвета),

·отметки земли (черного цвета),

·интерполированные отметки (синего цвета),

·рабочие интерполированные отметки (черного цвета),

·график. Подробное описание графика для классического и сплайнового метода приведено в главе 6.

Выбор элементов информационного окна, осуществляется в контекстном меню, которое открывается щелчком правой кнопки мыши в области информационного окна (рис. 6.4). Отображаемые элементы помечаются флажками (установить или отключить флажок элемента можно щелчком мыши). Элементы информационного поля отображаются в порядке их следования в контекстном меню.

Рис. 6.4. Контекстное меню информационного окна

Строка статуса

Строка статуса находится в нижней части окна и содержит проектные данные для выделенной точки:

·пикет,

·рабочую отметку,

·уклон,

·радиус кривой в точке,

·масштаб отображения,

·соотношение насыпь/выемка,

·среднее значение рабочей отметки на продольном профиле.

6.3.Методы проектирования

При проектировании продольного профиля в системе IndorCAD/Road можно использовать два метода:

·Классический метод. Применяется только для проектирования продольного профиля оси трассы. Продольный профиль представляется в виде последовательности прямых участков и круговых вставок, которые редактируется путем создания, перемещения и удаления узлов.

·Сплайновый метод. В этом случае продольный профиль редактируемого элемента трассы описывается сплайном. Выполняется автоматический поиск оптимального (наиболее гладкого) сплайна с учетом ограничений на допустимые вертикальные перемещения его точек.

Переключение между методами осуществляется выбором соответствующего пункта контекстного меню: Классический или Сплайновый. Заметим, что при переходе от сплайнового метода к классическому происходит сброс данных оптимизации. Появляется диалог Подтверждение (рис. 6.5), в котором можно подтвердить или отменить переход к классическому методу.

Рис. 6.5.Подтверждение переключения между методами оптимизации

6.3.1.Проектная линия на основе тангенциального хода

Классический метод проектирования продольного профиля (на основе тангенциального хода) применяется только для проектирования продольного профиля оси трассы, который представляется в виде последовательности прямых и круговых кривых. Минимальные радиусы кривой определяется на вкладке Ограничения диалогового окна Свойства трассы, вызываемого командой Трасса|Свойства трассы…

Инструменты, доступные при использовании классического метода, позволяют создавать и удалять узлы круговой кривой, а также изменять их положение в пространстве. Курсор мыши вблизи узлов круговой кривой принимает вид мишени .

Удаление узла

Включает режим удаления узлов продольного профиля. Для удаления узла достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши на данном узле и подтвердить удаление в запросе системы.

Добавление узла

Включает режим создания и редактирования узлов продольного профиля.

Создание узла. Создать новый узел можно только на прямолинейном сегменте круговой кривой продольного профиля (стрелка мыши на прямолинейных сегментах окрашивается в черный цвет). Для создания узла необходимо указать стрелкой мыши положение узла на сегменте.

Редактирование узла. Приступая к редактированию узла, поместите на него курсор и щелкните левой кнопкой мыши. Выделенный узел окрашивается синим цветом и доступен для редактирования.

В верхней части окна (рис. 6.6) отображаются свойства выделенного узла (пикет, высотная отметка) и соответствующие ему параметры закругления: (входной и выходной тангенсы и значение минимального вогнутого радиуса в профиле).

Рис. 6.6. Дополнительная панель инструментов отображается
только при наличии выделенного узла

Положение выделенного узла можно изменить несколькими способами:

·поместить курсор на выделенный узел и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместить узел (вниз или вверх). При перемещении узла с клавишами Ctrlи Shift сохраняется азимут направления предыдущего или следующего за перемещаемым узлом сегмента. Для свободного перемещения узла (влево, вправо, вниз, вверх) воспользуйтесь сочетанием клавиш Ctrl+Shift;

·выделить узел и изменить пикет и высотную отметку узла в полях ПК, Z.

График продольного профиля

График, отображаемый в информационном окне при классическом методе, описывает прямолинейные и дуговые сегменты продольного профиля оси трассы (рис. 6.7). Пунктирные линии соответствуют величине минимального радиуса вертикальных кривых в продольном профиле: выпуклых (внизу) и вогнутых (вверху).

SHAPE\* MERGEFORMAT

максимальный радиус

вогнутой кривой

уклон

в промилле

пикет начала

закругления

длина сегмента

в плане

выпуклый

дуговой сегмент

 

 

минимальный радиус

выпуклой кривой

вогнутый

дуговой сегмент

пикет конца

закругления

длина дугового

сегмента в плане

в плане

прямолинейный сегмент

с уклоном вниз

 

прямолинейный сегмент

с уклоном вверх

 

Рис. 6.7. График при классическом методе проектирования

6.3.2.Пример проектирования классическим методом

Проектирование проектной линии продольного профиля классическим методом основано на ломаном (тангенциальном) ходе, в изломы которого вписывают дуги круговых кривых. Поскольку радиусы кривизны вертикальных кривых на порядок больше радиусов кривых в плане, то эффективность вписывания переходных кривых здесь низка и, ввиду этого, переходные кривые не применяются. Классический метод проектирования проектной линии продольного профиля при автоматизированном проектировании используют, чаще всего, на стадии проектирования нового строительства автомобильных дорог.

При включении режима проектирования классическим методом линий начальное приближение проектной линии формируется в виде воздушной линии (рис. 6.8), соединяющей начало и конец проектируемого участка дороги. Рабочие отметкиначальной и конечной точки проектной линии равны руководящей отметке, установленной в карточке Свойства трассы. В режиме ручного редактировании начальная и конечная отметки выставляются на требуемые значения.

Все последующие проектные действия инженера по формированию очертаний ломаной линии ивписыванию кривых обусловлены его практическим опытом, интуицией и целевыми установками, связанными сконкретным объектом.

Рис. 6.8. Начальное приближение проектной линии

Активизируйте режим Добавить узел нажатием соответствующей кнопки на панели инструментов продольного профиля. После этого курсор устанавливается в месте расположения вершины ломаной и нажимается левая клавиша мыши. Проектная линия будет соответствующим образом преобразована, а в изломлинии будет вписана кривая минимального радиуса, в соответствии с заданными нормативами проектирования трассы.

Изменить положение вершины ломаной можно в режиме графического редактирования, а величину радиуса кривой – в окне параметров закругления (см. рис. 6.6). Повторитевышеприведенные действия для каждой генерируемой вершины ломаной и получите искомое положение проектной линии (см. рис. 6.9). Обратите внимание, что в информационной строке, помимо геометрических параметровпроектной линии, отображается баланс профильных объемов земляных работ "насыпь-выемка". Варьирование положениемпроектной линии можно добиваться баланса объемов земляных работ.

Рис. 6.9. Конечный вариант проектной линии

6.3.3.Сплайновый метод проектирования

Сплайновый метод проектирования продольного профиля (в отличие от классического) применяется для проектирования продольного профиля всех линий, формирующих плановое положение дороги (ось, кромки, бровки, подошвы, кюветы и т.п.). Продольный профиль редактируемой линии описывается сплайном. Применение сплайнового метода наиболее эффективно при проектировании реконструкции и ремонта дорог, но может быть целесообразно и проектировании нового строительства дорог.

Инструменты, доступные при использовании сплайнового метода позволяют выполнять автоматический поиск оптимального (наиболее гладкого) положения проектной линии с учетом ограничений на допустимые вертикальные перемещения его точек. Эти ограничения определяются:

·на вкладке Ограничения диалогового окна Свойства трассы, вызываемого командой Трасса |Свойства трассы…,

·с помощью точек фиксации,

·в диалоговом окне Параметры оптимизации.

Точки фиксации

Чтобы установить точку фиксации, выделите пикет и нажмите на клавишуEnter. У проектной линии появится символ фиксации (рис. 6.10). Существует несколько видов точек фиксации:

·фиксация сверху и снизу. В этом случае проектная линия продольного профиля проходит через точку с заданной проектной отметкой;

·фиксация сверху. Проектная линия проходит не выше точки с заданной проектной отметкой;

·фиксация снизу. Проектная линия проходит не ниже точки с заданной проектной отметкой.

SHAPE\* MERGEFORMAT

фиксация

сверху и снизу

фиксация

сверху

фиксация

снизу

Рис. 6.10. Виды точек фиксации

Чтобы изменить способ фиксации или отменить фиксацию выделите пикет и нажимайте на клавишуEnter, пока не появится необходимый символ. Используя клавиши клавиатуры вверх, вниз, можно изменить высоту точки фиксации на выделенном пикете.

Для отмены всех установленных точек фиксации щелкните кнопку Сброс точек фиксации.

Параметры оптимизации

К параметрам оптимизации относятся следующие:

·Количество итераций. Устанавливается в поле Число итераций. По умолчанию количество итераций определяется равным 300, это значение может рекомендовать для использования как оптимальное.

·Шаг оптимизации. Минимальный шаг оптимизации устанавливается с помощью ползунка. Заметим, что при большом шаге оптимизации некоторые отметки пикетов могут быть пропущены. Количество и список пропущенных отметок приведены в соответствующих полях.

·Коридор сглаживания. В этой группе элементов Коридор сглаживания задается верхняя и нижняя границы допустимых вертикальных смещений точек относительно текущего положения. По умолчанию верхняя и нижняя границы коридора определяются равными 3,0 м. Этот коридор рекомендуется как оптимальный при новом строительстве. При реконструкции рекомендуется коридора сглаживания 0,10 м. Чтобы верхняя и нижняя границы коридора не превышали минимальные радиусы установите флажок До минимальных радиусов.

·Уклон. В области Уклон можно установить значения начального (между первым и вторым пикетом) и конечного (между предпоследним и последним пикетом) уклона продольного профиля.

Рис. 6.11. Настройка параметров оптимизации

Оптимизация

Команда Оптимизация выполняет сглаживание проектной линии с учетом ограничений, накладываемых на допустимые вертикальные перемещения точек. Чтобы выполнить оптимизацию продольного профиля на определенном участке трассы, необходимо предварительно выделить этот участок, иначе оптимизация будет выполнена по всей длине трассы.

Изменить отметки на ПК

Рис. 6.12

Открывает диалог Отметка на ПК, в котором можно изменить значения рабочей и проектной отметок (рис. 6.12). Чтобы сохранить внесенные изменения нажмите на кнопку OK. Кнопка Отмена позволяет закрыть окно без сохранения изменений.

Изменить отметки на участке

Открывает окно диалога Изменить отметки (рис. 6.13), в котором можно установить начальный и конечный пикеты участка и задать величину смещения проектной линии. С помощью переключателя необходимо выбрать один из вариантов смещения проектных отметок:

 

 

·

Рис. 6.13

смещение относительно проектной линии. В этом случае отметки проектной линии изменяются на установленную величину смещения;

·смещение относительно земли. Отметки проектной линии смещаются относительно отметок земли на указанную величину;

·смещение относительно интерполированной отметки. Отметки проектной линии смещаются относительно отметок интерполированной линии на указанную величину;

·микропрофилирование. Отметки осевой линии выбранного участка трассы изменяются так, чтобы минимальная разность высот между верхом земляного полотна и существующей поверхностью равнялась заданной величине смещения.

Микропрофилирование

Для автоматического выравнивания поверхности покрытия в продольном и поперечных профилях при реконструкции и ремонте дорог в системе IndorCAD/Road реализован метод микропрофилирования. Для того чтобы выполнить микропрофилирование, откройте редактор продольного профиляи выберите сплайновый метод проектирования продольного профиля.

Поперечное выравнивание. Для выравнивания в поперечных профилях выполните следующие действия:

·нажмите на кнопку Изменить отметки на участке;

·в появившемся диалоговом окне Изменить отметки установите начальный и конечный пикеты участка трассы, на котором требуется выполнить микропрофилирование;

·задайте величину смещения проектных отметок в поле Изменить на (положительная величина смещения задает слой усиления, отрицательная – срезку существующей поверхности);

·выберите вариант смещения Микропрофилирование.

После нажатия на кнопку OK отметки осевой линии выбранного участка будут изменены таким образом, чтобы минимальное расстояние от верха земляного полотна до существующей поверхности на каждом поперечном профиле равнялось заданной величине смещения.

Продольное выравнивание. Для выравнивания в продольном профиле выполните оптимизацию продольного профиля по всей трассе или на определенном участке.

Для задания выравнивающего слоя откройте редактор поперечного профиля и нажмите на кнопку Редактор дорожной одежды. Создайте новый слой, поместите его под другими слоями и в параметрах слоя установите флажок Выравнивающий. Щелкните на кнопку со стрелкой, расположенной справа от кнопки Применить и выберите подходящий вариант. Чтобы получить площадь выравнивающего слоя текущего поперечного профиля, нажмите на кнопку Площади элементов поперечного профиля. Чтобы получить объем выравнивающего слоя на некотором участке, выберите пункт Таблицы|Объемы дорожной одежды…, настройте параметры экспорта и выполните экспорт таблицы в MSExcel.

Установка уклона на выделенном диапазоне

Открывает диалог Установка уклона (рис. 6.14), в котором можно задать уклон выделенного диапазона (кнопка становится доступной только, если выделен диапазон пикетов).

Рис. 6.14.Определение уклона выделенного диапазона

·В полях ПК начала и ПК конца отображаются значения начального и конечного пикетов выделенного диапазона, которые можно изменить.

·С помощью переключателя зафиксируйте начало либо конец выделенного диапазона.

·В области Уклон установите величину уклона в промилле для Всего диапазона либо Каждого сегмента выделенного диапазона.

Чтобы установленные параметры уклона вступили в силу, щелкните на кнопке OK. Кнопка Отмена позволяет отменить внесенные изменения.

График продольного профиля

График, отображаемый в информационном окне при сплайновом методе, показывает кривизну проектной линии. Значение кривизны обратно пропорционально значению радиуса. Если график кривизны на некотором пикете выходит за пределы пунктирной линии, то радиус проектной линии на этом пикете меньше значения минимального радиуса. Если сегмент графика кривизны выделяется красным цветом, то величина уклона проектной линии на этом сегменте не удовлетворяет интервалу допустимых значений продольного уклона. Ограничения на радиусы проектной кривой и величину продольного уклона определяются на вкладке Ограничения диалогового окна Свойства трассы, вызываемого командой Трасса |Свойства трассы…

6.4.Ввод информации о скважинах

Положение проектной линии будет установлено корректно, если при принятии проектных решений учитывать геологические данные по продольному профилю трассы дороги. В системе IndorCAD/Road предусмотрено отображение геологической информации в продольном и поперечных профилях. Для этого необходимо установить местоположение скважин на плане проекта, а затем ввести данные по геологии в соответствующие табличные формы.

Создание скважин

Для создания скважины включите режим создания скважин и щелчком мыши в окне плана укажите положение новой скважины. Откроется диалоговое окно Координаты, в котором можно установить точные координаты скважины: абсолютные (X, Y-координаты) или относительно заданной трассы (пикетаж, смещение). Z-отметка скважины определяется по высоте поверхности в точке с координатами (X, Y).

Рис. 6.15. Координаты скважины

При нажатии на кнопку ОК на активной поверхности появится новая скважина, которая будет подсвечена желтым цветом. Кнопка Отмена позволяет отказаться от создания скважины.

Чтобы удалить скважину, выделите ее и выполните команду меню Правка|Удалить или нажмите клавишу Delete.

Скважины можно создавать как в режиме создания скважин, так и в диалоговом окне Геология (рис. 6.17), которое открывается командой Геология… в меню Сервис.

Рис. 6.17. Диалоговое окно ЦММ-Геология

В левой части окна находится дерево объектов, которое включает объекты трех видов: Скважины, Грунты, Состояние грунтов. Если выделенный объект содержит дочерние объекты (выделена папка), то в правой части окна отображается список этих объектов, в противном случае отображаются параметры выделенного объекта. Чтобы изменить параметры объекта, щелчком мыши выделите его название в дереве объектов или выделите папку, в которой он находится, и дважды щелкните по названию объекта в правой части окна. Чтобы установить положение скважины в плане, дважды щелкните мышью по ее названию в дереве объектов. Положение выделенной скважины будет показано с помощью уменьшающихся квадратов.

Панель инструментов содержит следующие инструменты:

Удаление объекта. Удаляет выделенный объект группы.

Создание папки. Создает папку в выделенной группе. Этот инструмент не доступен, если выделена группа Скважины.

Добавление новой скважины. Создает новую скважину с координатами, указанными в диалоге Координаты.

Добавление типа грунта. Создает новый вид грунта.

Создание нового состояния грунта. Создает новое состояние грунта.

Рис. 6.18

Представления. Позволяет выбрать стиль отображения списка дочерних объектов (содержимого выделенной папки) в правой части окна. Возможные варианты: Крупные значки, Мелкие значки, Таблица. Чтобы открыть список стилей, щелкните на кнопке со стрелкой, расположенной справа от пиктограммы кнопки (рис. 6.18).

Настройка. Открывает диалоговое окно Настройка(рис. 6.19), в котором настраиваются параметры отображения скважин в продольном и поперечном профиле трассы, а также при экспорте чертежей в систему IndorDraw.

Рис. 6.19. Настройка параметров отображения скважин

Параметры отображения скважин:

·Грунтовый масштаб. Масштаб отображения скважин на чертежах продольного и поперечных профилей.

·Масштаб геологических колонок. Масштаб отображения разреза скважины на чертеже геологической колонки.

·Чувствительность. Максимальное расстояние от оси трассы, определяющее диапазон отображения скважин в продольном (поперечном) профиле. Скважины, не попавшие в данный диапазон, в продольном (поперечном) профиле не отображаются.

·Положение относительно оси трассы. Если флажок опции Считать скважины расположенными на оси установлен, то скважины в продольном и поперечном профиле отображаются на уровне оси трассы.

Настройка параметров скважин

Параметры скважины настраиваются на трех вкладках: Карточка выработки (рис. 6.21), Литология (рис. 6.22) и Грунтовые воды (рис. 6.24).

На вкладке Карточка выработки можно задать следующие параметры:

·Наименование. Здесь можно ввести название скважины, которое отображается в виде подписи скважины на плане (по умолчанию всем скважинам присваивается имя Новая скважина).

·Дата бурения. Дата бурения устанавливается с помощью раскрывающегося календаря (по умолчанию дата бурения определяется датой создания скважины).

·Координаты и пикетная привязка устья. В этой области отображается информация о координатах скважины. Чтобы изменить координаты, нажмите на кнопку Изменить… и в диалоговом окне Координаты (рис. 3.31) установите новые координаты скважины.

·Обозначение на плане. Скважины на плане могут отмечаться не только точками, но и знаками. Чтобы задать скважине знак, выберите требуемый знак из прокручиваемого списка и установите его цвет. В поле просмотра отображается внешний вид знака. Чтобы отменить знак, выберите в списке возможных знаков значение Нет.

·Описание. В этом поле можно ввести дополнительную информацию о скважине.

Рис. 6.21. Вкладка Карточка выработки диалога ЦММ-Геология

На вкладке Литология вводится информация об инженерно-геологическом разрезе скважины. Определяется мощность каждого слоя, вид и консистенция грунта.

Рис. 6.22. Вкладка Литология диалога ЦММ-Геология

Панель инструментов включает следующие инструменты для создания и редактирования литологических слоев.

Передвижение слоя вверх. Перемещает текущий слой на один слой вверх.

Передвижение слоя вниз. Перемещает текущий слой на один слой вниз.

Добавить слой.Создает новый слой. При этом открывается диалоговое окно Грунты (рис. 6.23 а), которое содержит список всех грунтов, заданных пользователем. Выберите вид грунта нового слоя или значение нет, если вид грунта не определен. Если в списке нет подходящего вида грунта, то закройте окно Грунты и создайте новый вид грунта (см. пункт Формирование списка грунтов). При нажатии на кнопку OK создается новый слой с выбранным видом грунта. Кнопка Отмена позволяет отказаться от создания слоя.

SHAPE\* MERGEFORMAT

а)

SHAPE\* MERGEFORMAT

б)

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.23. Выбор вида и состояния грунта

Изменить слой. Позволяет изменить вид грунта текущего слоя. При выборе этого инструмента вновь открывается диалоговое окно Грунты. Выделенный элемент в списке грунтов соответствует виду грунта редактируемого слоя. Чтобы изменить вид грунта, выберите другой элемент списка и нажмите на кнопку OK.

Удалить слой. Удаляет текущий слой. При этом система запрашивает подтверждение на удаление слоя.

Состояние грунта. Открывает диалоговое окно Состояния грунтов, которое содержит список всех состояний грунтов, заданных пользователем (рис. 6.23 б). Состояние грунта нового слоя считается неопределенным, что соответствует значению нет в списке. Чтобы определить или изменить состояние грунта текущего слоя, выберите соответствующий элемент в списке и нажмите на кнопку OK. Если в списке нет подходящего состояния грунта, то закройте окно Состояния грунтов и создайте новое состояние грунта (см. пункт Формирование списка состояний грунтов).

На вкладке Грунтовые воды (рис. 6.24) задается глубина подземных вод в поле Уровень и дата проведенных измерений в поле Дата установления. Если грунтовых вод нет, то необходимо установить флажок опции Отсутствуют.

Рис. 6.24. Вкладка Грунтовые воды диалога ЦММ-Геология

Формирование списка грунтов

Чтобы добавить в список новый вид грунта нажмите на кнопку Добавление типа грунта и настройте его параметры (рис. 6.25):

·в области Условный знак выберите вид грунта из списка основных видов грунтов Осадочные грунты. В поле просмотра появится условное графическое обозначение этого вида грунта (кнопка Цвет… позволяет изменить цвет условного знака);

·в полях Наименование, Геоиндекс, Номер ИГЭ, Описание введите соответствующую информацию о данном виде грунта.

Рис. 6.25. Настройка параметров вида грунта

Формирование списка состояний грунтов

Чтобы добавить в список новое состояние грунта нажмите на кнопку Создание нового состояния грунта и настройте его параметры (рис. 6.26):

·в области Условный знак выберите состояние грунта из списка Консистенции грунтов. В поле просмотра появится условное графическое обозначение консистенции грунта (кнопка Цвет… позволяет изменить цвет условного знака);

·в поле Наименование можно ввести название состояния грунта.

Рис. 6.26. Настройка параметров состояния грунта

В продольном профиле, также отображается информация о примыканиях и пересечениях автомобильных дорог, искусственных сооружениях (ИССО) и инженерных сетях (кабели, трубопроводы и пр.). Информация об ИССО и инженерных сетях в САПР АД и их отображении в продольном профиле будет изложена в гл. 9.

6.5.Формирование чертежа продольного профиля

По завершению установления местоположения проектной линии продольного профиля с учетом всех факторов формируется чертеж продольного профиля. Для этого необходимо войти в раздел Главное меню| Чертежи| Продольный профильи в диалоговом окне (рис. 6.27)определить параметры чертежа продольного профиля.

После этого осуществляется экспорт чертежа в систему подготовку чертежей IndorDraw, где выполняется окончательное редактирование чертежа и его печать.

Рис. 6.27. Настройка параметров создания чертежа продольного профиля