Логотип

Глава 8. Проектирование поперечных профилей

Земляное полотно устраивают в виде насыпей или выемок. Высота насыпей и глубина выемок определяется в результате проектирования продольного профиля (см. гл. 6). Наиболее рациональное решение при сложном рельефе получают при проектировании продольного профиля совместно с земляным полотном.

При назначении конструкции земляного полотна учитывают категорию дороги, тип дорожной одежды, высоту насыпи или глубину выемки, свойства грунтов, используемых в земляном полотне, особенности инженерно-геологических условий того или иного участка дороги, комплекс природных особенностей района строительства. Геометрическая форма земляного полотна и его конструкция должны способствовать снегонезаносимости, безопасности движения, а также отвечать эстетическим требованиям.

Ввиду линейно-протяженной природы автомобильных дорог формирование земляного полотна, дорожных одежд, элементов водоотвода при проектировании осуществляется посредством поперечных профилей, совокупность которых, связанная с трассой автомобильной дороги, и создает каркас цифровой модели проекта (ЦМП) дороги. В дальнейшем, на основе ЦМП осуществляется расчет объемов всех дорожных работ.

8.1. Проектирование земляного полотна

Проектирование земляного полотна автомобильной дороги в системе IndorCAD/Road выполняется в окне поперечного профиля (рис. 8.1), которое открывается командой Поперечный профиль в меню Окно, либо сочетанием клавиш Ctrl+3. Эта команда доступна только для трасс, разбитых на поперечные профили (чтобы разбить трассу, выполните команду Трасса|Разбить…).

Окно поперечного профиля состоит из следующих элементов.

Строка заголовка

Строка заголовка находится в самой верхней части окна и содержит пиктограмму IndorCAD/Road, название окна и стандартные кнопки управления размерами основного окна. Щелкнув на пиктограмме, можно получить доступ к системному меню для изменения размера, закрытия или перемещения окна.

Рис. 8.1. Окно поперечного профиля в системе IndorCAD/Road

Панель инструментов

Панель инструментов находится под строкой заголовка и содержит командные кнопки для открытия редакторов, информационных окон и переключения режимов работы:

Библиотека моделей.

Редактор проектной поверхности.

Редактор земляного полотна.

Редактор дорожной одежды.

Редактор интерполированной земли.

Редактор полос отвода.

Редактор материалов.

Режим редактирования проектной поверхности.

Режим редактирования интерполированной поверхности.

Площади элементов поперечного профиля.

Отображать шапку.

Настройка отображения.

Для управления просмотром изображения в окне поперечного профиля предусмотрены следующие кнопки:

Увеличение изображения. Включает режим пропорционального увеличения изображения в окне поперечного профиля.

Уменьшение изображения. Включает режим пропорционального уменьшения изображения в окне поперечного профиля.

Панорамирование. Включает режим панорамного просмотра в окне поперечного профиля. Этот режим можно включить, нажав на колесо прокрутки мыши.

Отобразить весь чертеж. Масштабирует изображение поперечного профиля таким образом, чтобы он отображался полностью.

Эти режимы работают также как аналогичные режимы в главном окне системы IndorCAD/Road.

Рабочая область

Рабочая область расположена в центре окна. Здесь отображается внешний вид текущего поперечного профиля:

· сплошной черной линией отображается сечение существующей поверхности, черным шрифтом – рабочие отметки для существующей поверхности;

· красной линией – сечение проектной поверхности, красным шрифтом – рабочие отметки для проектной поверхности;

· синей пунктирной линией – сечение интерполированной поверхности (в случае нового строительства совпадает с сечением существующей поверхности);

· черной пунктирной линией – ось поперечного профиля.

Чтобы включить или отключить видимость рабочих отметок поперечного профиля, щелкните на кнопке Настройка отображения и в появившемся диалоговом окне установите или снимите флажки соответствующих опций. Здесь же можно включить или отключить отображение дорожной одежды.

Контекстное меню рабочей области (рис. 8.2) открывается щелчком правой кнопки мыши в рабочей области. Содержит команды, дублирующие панель инструментов, а также команды, связанные с выделенными элементами поперечного профиля (например, добавление, удаление, перемещение узлов).

Рис. 8.2. Контекстное меню рабочей области

Информационное окно. Шапка поперечного профиля

В информационном окне отображается шапка текущего поперечного профиля, которая включает набор проектных данных для текущего поперечного профиля. Чтобы открыть или закрыть информационное окно, щелкните на кнопке Отображать шапку, расположенной на панели инструментов.

В шапке поперечного профиля (рис. 8.3) отображаются данные проектной и существующей поверхности:

· красным цветом – данные по проектной поверхности: длины проекций сегментов на ось Х, уклоны сегментов (в промилле или соотношениях) и рабочие отметки;

· черным цветом – данные по существующей поверхности: длины проекций сегментов на ось Х и рабочие отметки.

SHAPE \* MERGEFORMAT

уклон вниз

 

 

 

 

 

 

 

длина проекции

сегмента на OX

 

 

 

 

 

 

 

уклон сегмента

 

 

 

 

 

 

 

уклон вверх

 

 

 

 

 

 

 

рабочая отметка

 

 

 

 

 

 

 

SHAPE \* MERGEFORMAT

рабочие отметки

длина проекции

сегмента на OX

Рис. 8.3. Фрагменты шапки

Чтобы выбрать, какие данные показывать в шапке, щелкните на кнопке Настройка отображения, перейдите на вкладку Шапка и установите флажки соответствующих опций. Или воспользуйтесь контекстным меню (рис. 8.4), которое открывается щелчком правой кнопки мыши в области информационного окна.

Рис. 8.4. Контекстное меню информационного окна

Закладки страниц

Закладки страниц поперечных профилей расположены в нижней части окна. Каждая закладка соответствует поперечному профилю с указанным на ней пикетом. Перемещение по закладкам осуществляется несколькими способами:

· щелчком мыши на закладке можно открыть любую страницу поперечного профиля;

· с помощью стрелок, расположенных справа от закладок, можно переместиться на одну закладку вперед или назад;

· используя клавиши клавиатуры, управляющие перемещением курсора, можно перейти с одной закладки на другую: Left (на закладку назад), Right (на закладку вперед), Page Up (на десять закладок назад), Page Down (на десять закладок вперед), Home (на первую закладку), End (на последнюю закладку).

Строка статуса

Строка статуса находится в нижней части окна и содержит следующую информацию:

· рабочую отметку;

· разность интерполированной и существующей отметок;

· расстояние от оси до текущего положения курсора;

· абсолютную отметку текущего положения курсора;

· уклон сегмента, расположенного между точкой, на которую указывает курсор и предыдущей по направлению к оси поперечного профиля;

· длина проекции на ось X сегмента, расположенного между точкой, на которую указывает курсор и предыдущей по направлению к оси;

· разность высотных отметок точки, на которую указывает курсор и предыдущей по направлению к оси;

· уклон сегмента, на который указывает курсор.

8.2. Редактор проектной поверхности

Окно редактора проектной поверхности (рис. 8.5) открывается нажатием кнопки Редактор проектной поверхности или командой контекстного меню Редакторы|Проектная поверхность. Этот редактор предназначен для моделирования контура проектной поверхности активной трассы. В редакторе осуществляется присвоение имен сегментам поперечных профилей и установление параметров привязки этих сегментов.

Окно редактора Проектная поверхность состоит из области, в которой отображается дерево объектов проектной поверхности, и области, в которой определяются свойства текущего объекта. Под объектами понимаются именованные узлы проектной поверхности – узлы, образованные именованными структурными линиями. Каждый узел образует сегмент, которому по умолчанию присваивается имя узла.

Для работы с объектами предусмотрена панель инструментов с командными кнопками. Эти команды продублированы в контекстном меню, которое открывается щелчком правой кнопкой мыши в поле с деревом объектов.

Создать новый сегмент. Создает новый сегмент и помещает его после выделенного.

Удалить сегмент. Удаляет выделенный сегмент поперечного профиля.

Переименовать сегмент. Присваивает новое имя выделенному сегменту.

Переместить выше. Помещает выделенный сегмент перед предыдущим.

Переместить ниже. Помещает выделенный сегмент за следующим.

Скрыть дерево объектов. Позволяет скрыть дерево объектов.

\s Показать дерево объектов. Позволяет отобразить дерево объектов.

Рис. 8.5. Редактор проектной поверхности

Выделение сегмента

Сегмент поперечного профиля и узел, его образующий, можно выделить двумя способами:

· щелкнув мышью на сегменте в окне поперечного профиля;

· выбрав название узла, образующего данный сегмент, в дереве объектов редактора проектной поверхности.

Создание сегмента

Выделите сегмент, после которого требуется создать новый, и щелкните на кнопке Создать новый сегмент. В открывшемся списке наименований (рис. 8.6) выберите свободное имя (имена, уже использованные в текущем поперечном профиле, будут недоступны). В результате появляется новый сегмент с выбранным именем, текущий поперечный профиль обновляется в соответствии с внесенными изменениями.

Рис. 8.6. Создание нового сегмента

Если в списке нет свободного или подходящего для нового сегмента имени выберите пункт Создать новое имя… Откроется диалоговое окно Создание нового имени (рис. 8.7).

Рис. 8.7. Создание нового имени

Из раскрывающегося списка имен групп выберите имя существующей группы или введите новое. Затем в поле имен введите новое имя (раскрывающийся список содержит уже существующие в выбранной группе имена линий). Чтобы подтвердить создание нового имени, нажмите на кнопку OK. Заметим, что если введенное в диалоге имя уже используется в данном поперечном профиле, то появляется соответствующее предупреждение.

Удаление сегмента

Выделите сегмент, который требуется удалить, щелкните на кнопке Удалить сегмент или нажмите клавишу Delete и дайте положительны ответ на запрос об удалении. Выделенный сегмент будет удален, а все последующие сегменты присоединены к предыдущему.

Переименование сегмента

Выделите сегмент, который требуется переименовать. Щелкните на кнопке Переименовать сегмент или нажмите клавишу F2 и в раскрывающемся списке наименований выберите свободное имя.

Перемещение сегмента

Для изменения порядка следования сегментов можно воспользоваться техникой "DragnDrop" (перетаскивая сегменты в дереве объектов с помощью мыши) или кнопками на панели инструментов Переместить выше, Переместить ниже.

Параметры сегмента

Параметры текущего сегмента отображаются в области Параметры сегмента. Если выделенный сегмент принадлежит верху земляного полотна, то его параметры не могут быть изменены в редакторе проектной поверхности и при попытке изменения система сообщает об этом пользователю.

Поверхность привязки. В поле Поверхность привязки определяется поверхность привязки сегмента. Из раскрывающегося списка можно выбрать проектную, существующую или интерполированную поверхность.

Точка привязки. Точку привязки можно выбрать в поле Точка привязки из раскрывающегося списка или в окне поперечного профиля. Возможные варианты точек зависят от поверхности привязки.

· Если в качестве поверхности привязки выбрана проектная поверхность, то точкой привязки может быть любой узел проектной поверхности, расположенный между текущим узлом и осевой отметкой (включая осевую отметку).

· Если выбрана существующая поверхность привязки, то точкой привязки может быть любой именованный узел этой поверхности. При пересечении с поперечным профилем структурная линия образует на нем узел. Однако этот узел не имеет уникального имени и не может быть использован в качестве точки привязки. Чтобы создать именованный узел, необходимо присвоить имя соответствующей ему структурной линии. Кроме того, в этом случае можно не задавать точку привязки, выбрав значение Нет из списка. В этом случае сегмент строится до пересечения с существующей поверхностью.

· Если в качестве поверхности привязки выбрана интерполируемая поверхность, то точка привязки не устанавливается и сегмент строится до пересечения с интерполированной поверхностью.

Выбор точки привязки в окне поперечного профиля. Кнопка  включает режим выбора точки привязки в окне поперечного профиля. В этом режиме курсор мыши принимает вид прицела  , и вблизи узлов, которые могут быть использованы в качестве точек привязки, рядом с прицелом появляется флажок (рис. 8.8). Выбор точки осуществляется щелчком левой кнопки мыши. Для отмены режима щелкните правую кнопку мыши или нажмите клавишу Esc.

Рис. 8.8. Выбор точки привязки в окне поперечного профиля

Положение сегмента. Положение сегмента в пространстве определяется двумя параметрами, которые рассчитываются относительно выбранной точки привязки. Возможные следующие варианты:

· заложение (или уклон в промилле) и dZ,

· заложение (или уклон в промилле) и dX,

· заложение (или уклон в промилле) и Z,

· dZ (разность высотных отметок выделенного узла и предыдущего по направлению к оси поперечного профиля) и dX (длина проекции выделенного сегмента на OX),

· dX и Z (абсолютная отметка выделенного узла).

Если в качестве поверхности привязки выбрана существующая или интерполированная поверхности, а точка привязки не определена, то положение сегмента определяется только одним параметром: величиной заложения или уклоном в промилле.

Параметры выбираются из раскрывающихся списков. Значения выбранных параметров устанавливаются в полях, расположенных справа от этих списков. Для заложения и уклона сегмента в раскрывающихся списках предлагаются наиболее часто используемые значения этих параметров (положительные значения определяют уклон по направлению вниз).

Применение модели к другим поперечным профилям

Установленные параметры проектной поверхности автоматически применяется для текущего поперечного профиля. Чтобы применить построенную модель проектной поверхности к другим профилям, щелкните на кнопке со стрелкой, расположенной справа от кнопки Применить и выберите один из вариантов (рис. 8.9):

Рис. 8.9. Варианты применения модели текущего поперечного профиля

· Для последующих. Применяет модель текущего поперечного профиля для всех последующих поперечных профилей;

· Для всех. Применяет модель текущего поперечного профиля для всех профилей;

· Для диапазона… Применяет модель текущего поперечного профиля для выбранного участка трассы, начальный и конечный пикеты которого указываются в диалоге (рис. 8.10).

Рис. 8.10. Выбор участка трассы

· Для другой трассы… Применяет модель текущего поперечного профиля для профилей другой трассы (рис. 8.11). В диалоге можно выбрать трассу и указать, применить ли модель ко всей трассе или конкретному ее участку.

Рис. 8.11. Выбор трассы

8.3. Редактор земляного полотна

Окно редактора земляного полотна открывается нажатием кнопки Редактор земляного полотна или командой контекстного меню Редакторы|Земляное полотно. Редактор предназначен для моделирования элементов земляного полотна активной трассы, к которым относятся насыпь, выемка, растительный слой и кюветы. Насыпь и выемка моделируются системой автоматически по проектной и существующей поверхности с учетом растительного слоя и кюветов.

В дереве объектов отображаются элементы земляного полотна текущего поперечного профиля. Для работы с объектами предусмотрена панель инструментов с командными кнопками. Эти команды продублированы в контекстном меню, которое открывается щелчком правой кнопкой мыши в поле с деревом объектов.

Рис. 9.10. Редактор земляного полотна

Добавить объект. Создает новый элемент земляного полотна.

Удалить объект. Удаляет выделенный элемент земляного полотна, кроме насыпи и выемки. Клавиатурным эквивалентом этой команды является клавиша Delete.

Переименовать объект. Позволяет переименовать выделенный элемент (сегмент растительного слоя или кювет). Клавиатурным эквивалентом этой команды является клавиша F2.

Переместить объект выше. Меняет положение выделенного элемента (сегмента растительного слоя или кювета) в дереве объектов, помещая его перед предыдущим.

Переместить объект ниже. Меняет положение выделенного элемента (сегмента растительного слоя или кювета) в дереве объектов, помещая его за следующим.

Подсветка выделенного объекта. Включает режим подсветки выделенного элемента на поперечном профиле в окне Поперечный профиль.

Проектирование снятия растительного слоя

Для проектирования снятия растительного слоя в текущем поперечном профиле:

· щелкните на кнопке Добавить объект и выберите объект Растительный слой из появившегося списка. В результате в дереве объектов появится новый объект Растительный слой | Сегмент 1. Растительный слой может состоять из нескольких сегментов, которые создаются таким же образом.

· на вкладках Параметры и Дополнительно задайте точки привязки, толщину и другие параметры сегмента (рис. 8.11).

Рис. 8.11. Параметры растительного слоя

Точки привязки. С помощью точек привязки задается положение сегмента растительного слоя на существующей поверхности. В качестве точки привязки можно использовать любой именованный узел существующей или проектной поверхности, а также крайние точки поверхностей. Чтобы задать точки привязки, выберите их из раскрывающихся списков или воспользуйтесь режимом выбора точек привязки в окне поперечного профиля. Если растительный слой состоит из нескольких сегментов, то в качестве левой точки привязки можно выбрать крайнюю правую точку предыдущего сегмента.

Выбор точек привязки в окне поперечного профиля. Чтобы включить режим выбора точек привязки в окне поперечного профиля, щелкните кнопку . В этом режиме курсор мыши принимает вид прицела  , и вблизи узлов, которые могут быть использованы в качестве точек привязки, рядом с прицелом появляется флажок (рис. 8.12). Выбор осуществляется щелчком левой кнопки мыши. Выбрав левую точку, вы можете приступить к выбору правой точки привязки или выйти из режима. Для отмены режима щелкните правую кнопку мыши или нажмите клавишу Esc.

Рис. 8.12. Выбор точек привязки в окне поперечного профиля

Толщина и смещение. Выбрав точки привязки, задайте толщину снятия растительного слоя. Смещение растительного слоя от точек привязки устанавливаются на вкладке Дополнительно. В полях Смещение влево, Смещение вправо задается величина смещения (отрицательное смещение означает смещение в сторону оси).

Сглаживание. При стыковке двух смежных сегментов с разной толщиной растительного слоя или сегмента с существующей поверхностью получается "ступенька" (рис. 8.13, а). Если сегменты находятся под углом друг к другу, то можно включить сглаживание сегментов, выбрав опции Сглаживать слева или Сглаживать справа. При сглаживании сегменты достраиваются до их пересечения (рис. 8.13, б), что обеспечивает плавный переход от одного сегмента к другому.

б)

 

 

 

 

 

 

 

б)

 

 

 

 

 

 

 

б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SHAPE \* MERGEFORMAT

а)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SHAPE \* MERGEFORMAT

б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.13. Сглаживание растительного слоя:
а) стыковка сегментов без сглаживания, б) стыковка сегментов со сглаживанием

Текущий поперечный профиль корректируется в соответствии с внесенными изменениями и его изображение в окне Поперечный профиль обновляется. Контур растительного слоя отображается серой пунктирной линией. На рис. 8.14 показано изменение контура существующей поверхности при добавлении растительного слоя.

SHAPE \* MERGEFORMAT

а)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SHAPE \* MERGEFORMAT

б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.14. Проектирование растительного слоя: а) поперечный профиль без растительного слоя, б) поперечный профиль с растительным слоем

Проектирование кюветов

Для создания кювета в текущем поперечном профиле щелкните на кнопке Добавить объект и выберите объект Кювет из появившегося списка. В дереве объектов появится новый объект, для которого необходимо задать следующие параметры (рис. 8.15).

В качестве точки привязки может быть использован любой именованный узел проектной поверхности. Точки привязки можно выбрать двумя способами (также как и для растительного слоя): из раскрывающихся списков Левая точка привязки, Правая точка привязки или в режиме выбора точек привязки в окне поперечного профиля, который включается кнопкой  .

Рис. 8.15. Параметры кювета

8.4. Конструирование дорожной одежды

Окно редактора дорожной одежды открывается нажатием кнопки Редактор дорожной одежды или командой контекстного меню Редакторы|Дорожная одежда. Этот редактор (рис. 8.16) предназначен для конструирования элементов дорожной одежды активной трассы: слоев, бордюров, лотков и т.п.

Рис. 8.16. Редактор дорожной одежды

В дереве объектов отображаются элементы дорожной одежды текущего поперечного профиля. Для работы с объектами предусмотрена панель инструментов с командными кнопками. Эти команды продублированы в контекстном меню, которое открывается щелчком правой кнопкой мыши в поле с деревом объектов.

Добавить объект. Создает элемент дорожной одежды, указанный в диалоге, и помещает его после выделенного.

Удалить объект. Удаляет выделенный элемент дорожной одежды.

Переименовать объект. Позволяет переименовать выделенный объект.

Переместить объект выше. Меняет положение выделенного объекта, помещая его перед предыдущим.

Переместить объект ниже. Меняет положение выделенного объекта, помещая его за следующим.

Подсветка выделенного объекта. Включает режим подсветки выделенного элемента на поперечном профиле в окне Поперечный профиль.

Создание элементов дорожной одежды

Чтобы создать элемент дорожной одежды, щелкните на кнопке Добавить объект и в появившемся списке укажите название объекта: Набор слоев, Слой, Бордюр, Лоток, Основание под бордюр. В результате в дерево объектов будет добавлен новый объект. После этого необходимо задать параметры этого объекта. Последовательно добавляя объекты формируем конструкцию дорожной одежды (рис. 8.17).

Рис. 8.17. Фрагмент дорожной одежды

Удаление элементов

Выделите объект, который требуется удалить, и щелкните на кнопке Удалить объект или нажмите клавишу Delete. В окне с запросом на удаление объекта нажмите кнопку OK, чтобы подтвердить удаление. Кнопка Отмена позволяет отказаться от удаления объекта.

Переименование элементов

Чтобы переименовать выделенный элемент дорожной одежды, щелкните на кнопке Переименовать объект или нажмите клавишу F2 и введите новое имя объекта.

Перемещение объектов в дереве объектов

Положение объектов в дереве можно изменить, используя инструменты Переместить выше, Переместить ниже. Слои можно перемещать только внутри набора. Кроме того, элементы дерева объектов можно перемещать с помощью мыши. Для этого выделите элемент и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместите его. Этот способ позволяет перемещать слои между наборами.

Параметры элементов

К элементам дорожной одежды относятся: Набор слоев, Слой, Бордюр, Лоток, Основание под бордюр. При создании нового элемента необходимо установить его параметры, которые отображаются в нижней части окна редактора дорожной одежды.

Набор слоев. Набор слоев – объект-контейнер, который содержит слои дорожной одежды (рис. 8.18). Каждый слой должен принадлежать одному из наборов. Слои одного набора отображаются на поперечном профиле в порядке их задания в дереве объектов (один под другим).

Рис. 8.18. Параметры набора слоев

Основные параметры набора слоев определяются на вкладке Параметры:

· Поверхность привязки. В качестве поверхности привязки можно выбрать проектную или существующую поверхность. Выбор осуществляется из раскрывающегося списка Поверхность привязки.

· Точки привязки. Точкой привязки может быть любой узел поверхности привязки. Точки привязки можно выбрать двумя способами: из раскрывающихся списков Левая точка привязки, Правая точка привязки или в режиме выбора точек привязки в окне поперечного профиля, который включается кнопкой .

· Вид набора. Выберите опцию Повторять контуры поверхности, чтобы слои набора повторяли контур поверхности привязки.

Дополнительные параметры набора слоев задаются на вкладке Дополнительно:

· Отступ от поверхности. В поле Отступ от поверхности устанавливается отступ набора слоев от поверхности привязки. Отрицательные значения соответствуют отступу вверх.

Слой. К параметрам слоя дорожной одежды относятся (рис. 8.19):

Рис. 8.19. Параметры слоя

· Материал. В поле Материал из раскрывающегося списка можно выбрать материал, из которого состоит слой. Если в списке материалов нет подходящего, создайте новый материал с помощью редактора материалов. Чтобы открыть окно редактора материалов, щелкните на кнопке или на кнопке Редактор материалов окна поперечного профиля. Можно также не задавать вид материала, выбрав элемент списка Не задан.

· Толщина. В этом поле определяется толщина слоя (при выборе опции Выравнивающий это поле недоступно).

· Вид слоя. Чтобы нижняя граница слоя повторяла контур существующей поверхности, установите флажок опции Выравнивающий. Заметим, что если в качестве поверхности привязки установлена существующая, то эта опция не имеет смысла.

В группе элементов Слева и Справа можно задать следующие параметры левой и правой части слоя:

· Полка. Величина отступа от точки привязки влево или вправо соответственно.

· Заложение. Величина заложения, которая определяет угол наклона левой и правой границы слоя соответственно. Раскрывающийся список содержит наиболее часто употребляемые значения заложения (при выборе опции На ширину насыпи это поле недоступно).

· Ширина слоя. Чтобы установить ширину слоя равной ширине проектной поверхности, выберите опцию На ширину насыпи.

Бордюр. Параметры этого объекта определяются на двух вкладках Параметры и Размеры (рис. 8.20).

На вкладке Параметры можно настроить следующие параметры бордюра:

· Материал. В поле Материал из раскрывающегося списка можно выбрать материал, из которого состоит бордюр. Если в списке материалов нет подходящего, создайте новый материал с помощью редактора материалов. Чтобы открыть окно редактора материалов, щелкните на кнопке или на кнопке Редактор материалов окна поперечного профиля. Можно также не задавать вид материала, выбрав элемент списка Не задан.

· Поверхность привязки. В качестве поверхности привязки можно выбрать проектную или существующую поверхность. Выбор осуществляется из раскрывающегося списка Поверхность.

· Точка привязки. Точкой привязки может быть любой узел поверхности привязки. Точку привязки можно выбрать двумя способами: из раскрывающегося списка Точка привязки или в режиме определения точки привязки в окне поперечного профиля, который включается кнопкой .

· Смещение относительно поверхности привязки. В области Смещение устанавливается вертикальное и горизонтальное смещение бордюра относительно поверхности привязки.

· Положение относительно точки привязки. При помощи переключателя Расположение определяется положение бордюра относительно точки привязки. Возможные варианты: Слева, Справа.

Рис. 8.20. Параметры бордюра

Перейдите на вкладку Размеры и установите следующие параметры:

· Размеры бордюра. Высота и ширина бордюра определяются в группе элементов Размеры.

· Размеры скоса и его положение на бордюре. Высота и ширина скоса и его положение на бордюре (Слева или Справа) определяются в группе элементов Скос.

Основание под бордюр. Параметры этого объекта определяются на двух вкладках Параметры и Размеры (рис. 8.21).

· На вкладке Параметры из списка Материал выберите материал, из которого состоит основание под бордюр. Определите положение объекта: поверхность и точку привязки, вертикальное и горизонтальное смещение относительно поверхности привязки и положение относительно точки привязки. (Подробное описание этих параметров смотри в описании параметров бордюра).

· Откройте вкладку Размеры и установите высоту и ширину левой, правой и центральной части основания под бордюр.

Рис. 8.21. Параметры основания под бордюр

Лоток. Параметры этого объекта определяются на двух вкладках Параметры и Размеры (рис. 8.22).

На вкладке Параметры можно настроить следующие параметры лотка:

· Материал. В поле Материал из раскрывающегося списка можно выбрать материал, из которого состоит лоток. Если в списке материалов нет подходящего, создайте новый материал с помощью редактора материалов. Чтобы открыть окно редактора материалов, щелкните на кнопке или на кнопке Редактор материалов окна поперечного профиля. Можно также не задавать вид материала, выбрав элемент списка Не задан.

· Поверхность привязки. В качестве поверхности привязки можно выбрать проектную или существующую поверхность. Выбор осуществляется из раскрывающегося списка Поверхность.

· Точка привязки. Точкой привязки может быть любой узел поверхности привязки. Точку привязки можно выбрать двумя способами: из раскрывающегося списка Точка привязки или в режиме определения точки привязки в окне Поперечный профиль, который включается кнопкой .

· Смещение относительно поверхности привязки. В области Смещение устанавливается вертикальное и горизонтальное смещение лотка относительно поверхности привязки.

Рис. 8.22. Параметры лотка

· Положение относительно точки привязки. При помощи переключателя Расположение определяется положение лотка относительно точки привязки. Возможные варианты: Слева, Справа.

Перейдите на вкладку Размеры и установите следующие параметры (рис. 8.23):

· Размеры. Высота и ширина лотка определяются в группе элементов Размеры.

·

Рис. 8.23

Углубление. В группе элементов Углубление задаются параметры углубления: глубина и отступ.

· Поперечный уклон. Угол наклона лотка в поперечном профиле. В раскрывающемся списке Поперечный уклон содержатся наиболее часто используемые значения поперечного уклона.

8.5. Редактор материалов

Окно редактора полос отвода открывается нажатием кнопки Редактор материалов или командой контекстного меню Редакторы|Материалы. Этот редактор (рис. 8.24) позволяет создавать модели материалов, используемые при проектировании дорожной одежды.

Рис. 8.24. Редактор материалов

Панель инструментов для работы с материалами включает следующие командные кнопки:

Создать новый элемент. Создает новый материал, который добавляется в список после выделенного материала.

Удалить элемент. Удаляет выделенный материал списка. Удалить выделенный материал можно также, нажав клавишу Delete.

Переименовать элемент. Позволяет переименовать выделенный материал. Нажмите на эту кнопку и введите новое название материала. Переименовать материал можно также, нажав клавишу F2.

Переместить элемент выше. Меняет положение выделенного объекта, помещая его перед предыдущим.

Переместить элемент ниже. Меняет положение выделенного материала в списке, помещая его за следующим.

Эти команды продублированы в контекстном меню, которое открывается щелчком правой кнопкой мыши в поле со списком материалов.

Свойства материала. Стиль заливки и цвет выделенного материала определяются в области Свойства:

· из раскрывающегося списка Заливка выберите стиль заливки или значение Нет, чтобы установить сплошную заливку;

· в поле Цвет откройте выпадающий список и выберите цвет заливки из палитры цветов.

8.6. Расчет площадей и объемов дорожных работ

Чтобы открыть таблицу с данными о площадях элементов земляного полотна и дорожной одежды текущего поперечного профиля (рис. 8.25), щелкните кнопку Площади элементов поперечного профиля.

Рис. 8.25. Площади элементов поперечного профиля

Выделенный элемент таблицы подсвечивается на поперечном профиле (рис. 8.26), что облегчает визуальный контроль за правильностью формирования слоев земляного полотна и дорожной одежды.

Рис. 8.26. Подсветка элементов насыпи на поперечном профиле

Объем дорожных работ вычисляется, как полусумма площадей поперечных сечений (Fi,Fi-1), умноженная на расстояние между этими сечениями (формула трапеции):

Vi=0.5·(Fi+Fi-1Li,

где расстояние между сечениями (Li) вычисляется как разность их пикетажей (PKi-PKi-1).

В системе IndorCAD/Road формируются следующие ведомости объемов:

· Ведомость объемов земляных работ.

· Ведомость объемов дорожной одежды.

· Ведомость площадей временной и постойной полосы отвода.

· Ведомость объемов срезки выравнивания покрытия.

Рис. 8.27. Диалоговое окно настройки экспорта объемов работ

При формировании соответствующей таблицы для экспорта данных в MS Excel открывается диалоговое окно настройки экспорта (рис. 8.27), где осуществляются требуемые настройки.

8.7. Формирование чертежей поперечных профилей

По завершению конструирования поперечных профилей осуществляется процедура формирования чертежей, которая выполняется по команде главного меню Чертежи|Поперечные профили. В открывшемся диалоговом окне (рис. 8.28) необходимо выполнить настройку листов печати чертежей, определить масштаб отображения, количество поперечных профилей на листе, размер шрифта надписей в шапке чертежа. После этого необходимо задать диапазон пикетажа по трассе, на котором формируются чертежи поперечных профилей, и выполнить команду экспорта.

Рис. 8.28. Диалоговое окно Создание чертежей поперечных профилей

Поперечные профили экспортируются в систему подготовки чертежей IndorDraw, где можно продолжить их редактирование, но уже ни как элементов модели проектируемой автомобильной дороги, а как чертежей проектной документации (рис. 8.29). После редактирования осуществляется печать чертежей на бумаге.

Рис. 8.29. Пример чертежа поперечного профиля