Содержание материала

Виды и точки зрения

Это упражнение показывает, как получить в рабочем окне вид на проект с нужного направления. Выполнив его, Вы сможете получать в Окнах редактирования виды на проект со стандартных направлений спереди, слева, сверху и т.д. Виды с направ-лений, дающих аксонометрические проекции, и вообще с произвольных направлений. Только Окна редактирования bCAD позволяют выполнять построе-ния и получать информацию о модели, включать различные инструменты, указывать точки и объекты для выполнения операций. Естественно бывает необходимо и в них видеть проект с разных направлений. В bCAD это можно делать несколькими способами.

Главные виды

bCAD позволяет легко получать виды 3D проектов соответствующие главным ортогональным чертежным проекциям. Достаточно одного щелчка мыши по соответствующей кнопке на панели Установки редактора или нажатия на соответст-вующую клавишу.

Упражнение заключается в том, что в окне tumba.bdf нужно поочередно уста-новить каждый главный вид и получить на нем полное изображение модели. Его следует выполнить не менее двух раз: один с использованием кнопок панелей управления, другой - с соответствующими клавишами.

Необходимые кнопки находятся на панели Установки редактора

Направление осей Мировой координатной системы показывает цветной значок в левом нижнем углу окна. Его ось OX - красная, ось OY - зеленая и ось OZ - синяя.

Поворот изображения мышью

Изображение в Окне редактирования можно "поворачивать" мышью. Включать режимы поворота вида мышью можно с помощью клавиатуры, а также кнопками панели Tablet. Для тренировки, один раз попробуйте все сделать с помощью мыши, а второй - все то же самое, но с клавиатурными командами.

Поворот направления вида вокруг вертикальной и горизонтальной оси:
  1. Установите в Окне редактирования вид спереди. Кнопка Вид спереди
  2. Получите на изображении всю модель ( Показать всё панели Установки редактора).
  3. Установите курсор мыши в центре изображения.
  4. Нажмите на панели Tablet кнопку Поворот.
  5. Удерживайте нажатой левую кнопку мыши.
  6. Двигайте курсор мыши вверх - вниз.
  7. Продолжайте удерживать кнопку и подвигайте курсор мыши и влево - вправо. Модель поворачивается туда-сюда вокруг вертикальной оси экрана. Вместе с ней поворачивается и значок координатной системы. Чем больше смещение, тем больше угол поворота.
  8. Смещая курсор мыши в разные стороны и на разные расстояния, осмотрите модель со всех сторон
  9. Отпустите кнопку мыши.Курсор мыши примет изначальную форму, а модель останется повернутой
  10. Чтобы выключить поворот, нажмите кнопку Остановить панели Tablet (можно просто "отжать" кнопку Поворот).
  11. Нажмите кнопку Предыдущий вид панели Tablet. Вы получите исходный вид. Тот, который был в окне до начала вращения.
Поворот направления вида при помощи клавиш:
  1. Установите в Окне редактирования вид спереди - клавиши Ctrl+F (Front).
  2. Получите на изображении всю модель - Ctrl+A.
  3. Установите курсор мыши в центре изображения.
  4. Нажмите и удерживайте нажатой клавишу Ctrl.
  5. Нажмите и удерживайте нажатой правую кнопку мыши.
  6. Подвигайте курсор мыши вверх - вниз.
  7. Курсор примет форму . Модель поворачивается туда-сюда вокруг горизон-тальной оси экрана. Вместе с ней поворачивается и значок координатной систе-мы. Чем больше смещение, тем больше угол поворота.
  8. Продолжайте удерживать клавиши и кнопку и подвигайте курсор мыши и влево - вправо.
  9. Модель поворачивается туда-сюда вокруг вертикальной оси экрана. Вместе с ней поворачивается и значок координатной системы. Чем больше смещение, тем больше угол поворота.
  10. Смещая курсор мыши в разные стороны и на разные расстояния, осмотрите модель со всех сторон
  11. Отпустите кнопку мыши, затем клавишу.
  12. Курсор мыши примет изначальную форму, а модель останется повернутой.
  13. Нажмите клавишу Home.
  14. Вы получите исходный вид. Тот, который был в окне до начала вращения.

Поворачивая направление вида курсором мыши, постарайтесь получить изображение похожее на рисунок.

Можно получить его в несколько приемов. Если почувствуете, что запутались - начните сначала. Нажмите Home или установите Вид спереди (Ctrl+F) и т.д.

Только поворотами вокруг вертикальной и горизонтальной осей не всегда удается получить требуемый вид. Необходимо уметь "наклонять" изображение - вращать вид в плоскости экрана (поворачивать вокруг оси перпендикулярной экрану). Как поворачивают лист бумаги на столе. Такой поворот изображения модели также можно осуществить с помощью мыши.

Попробуйте наклонять вид с помощью кнопки Наклон панели Tablet и левой кнопки. Постарайтесь сделать все сами по аналогии с предыдущими упражнения-ми. Если возникнут затруднения, то прочтите пошаговую инструкцию ниже.

Поворот изображения в плоскости экрана (наклон):
  1. Установите в Окне редактирования вид спереди (кнопка ).
  2. Получите на изображении всю модель .
  3. Нажмите кнопку Наклон на панели Tablet.
  4. Подвигайте курсор мыши в разных направлениях.
  5. Курсор примет форму .
  6. Отключите наклон кнопкой Остановить панели Tablet (можно просто "отжать" кнопку Наклон).
Теперь то же самое, с помощью клавиатуры по подобию с предыдущим примером.

Установка мышью удобного вида

Это обобщающее упражнение, которое показывает, как установить удобный для работы или демонстрации вид при помощи мыши. Вам предлагается типовой алгоритм. Вы можете на его основе придумать свой, более удобный.

Конечно, перед настройкой вида, Вы должны представлять, какое именно изобра-жение нужно получить на экране, какие части модели должны быть видны.

Типичный порядок следующий:
  1. Установите один из главных видов, наиболее близкий к нужному.
  2. Поворачивая изображение вокруг вертикальной и горизонтальной осей, добейтесь видимости всех нужных частей модели. Используйте, по Вашему усмотрению, Ctrl+правая кнопка мыши или Поворот панели Tablet + левая.
  3. Наклоняя изображение в плоскости экрана мыши, добейтесь на экране вертикального положения вертикальных линий модели. Используйте Ctrl+Shift+правая кнопка или Наклон панели Tablet + левая. Выбор Ваш.
  4. Для точной "подгонки" используйте Ctrl+Shift+колесико мыши. Выбора нет.
  5. При необходимости, сместите изображение сделайте его больше или меньше.

Точная установка вида

Бывают случаи, когда нужно узнать направление вида в окне или получить изо-бражение модели под строго определенным углом. Например, чтобы получить стандартные аксонометрические проекции или сообщить направление вида колле-ге по телефону, чтобы он получил точно такое же.

В bCAD имеется возможность задать точное направление вида величинами углов поворота вокруг осей Мировой координатной системы. Для этого служит инстру-мент 3D Точка зрения (кнопка на панели Установки редактора или клавиша F12). После вызова инструмента, на экране появляется одноименная панель.

С помощью этого инструмента Вы сможете:
  • Узнать направление вида (основное это величины углов в рамке Поворот);
  • Точно установить направление вида (величины углов в рамке Поворот).

C помощью этих средств Вы получите изображения проекта соответствующие стандартным аксонометрическим проекциям.

Узнать направление вида в текущем окне очень легко. Достаточно нажать кнопку 3D Точка зрения панели Установки редактора или клавишу F12.

Панель 3D Точка зрения

Аксонометрии

Когда величины углов поворота для нужной точки зрения известны, то установить ее можно путем ввода значений непосредственно в соответствующие поля панели 3D Точка зрения . Получите этим способом изображения проекта соответст-вующие стандартным аксонометрическим проекциям.

Чтобы начать упражнение, откройте на компакт-диске bCAD файл проекта ...\ Primery uchebnika \ Prosmotr modelej \ SAMPLE3D.bdf

Получите вид соответствующий прямоугольной диметрии:
1. Вызовите панель 3D Точка зрения (клавиша F12).
2. Установите значения углов поворота, соответствующие ди-метрии: поворот вокруг оси OX = 45 , вокруг оси OY = 62.901 , вокруг оси OZ = 41.5 .
3. Щёлкните по кнопке OK.
4. Покажите все ( или Ctrl+A) Полученное изображение мало отличается от прямоуголь-ной диметрии (см. рисунок слева).
Значения углов можно немного округлить. Величины во-круг оси OX = 44 , вокруг оси OY = 60 , вокруг оси OZ = 40 вполне приемлемы.

Создайте Новое окно (меню Окно) и получите в нем вид с округленными зна-чениями углов. Сравните оба вида визуально. Сравнивать будет удобнее, если разбить окно по вертикали ( или меню Окно). На наш взгляд, с округленными значениями выглядит лучше.



Получите вид соответствующий прямоугольной изометрии:
1. Откройте для проекта Новое окно (меню Окно).
2. Вызовите панель 3D Точка зрения (клавиша F12).
3. Установите значения углов поворота, соответствующие изо-метрии: вокруг оси OX = 45 , вокруг оси OY = 35.27 , вокруг оси OZ = 30.25 .
4. Щёлкните по кнопке OK.
5. Покажите все ( или Ctrl+A)
Полученное изображение мало отличается от прямоугольной изометрии.

Значения углов можно округлить. Величины вокруг оси OX = 45 , вокруг оси OY = 35 , вокруг оси OZ = 30 то же приемлемы.

Получите вид с округленными значениями углов. На наш взгляд, с округленными значениями выглядит ничуть не хуже.

Величины углов поворота могут быть и отрицательными. В этом случае, поворот выполняется в другую сторону. Комбинируя значения величин углов с разными знаками, Вы получите разные изометрические виды.

Получите разные изометрические виды (см. ниже).

Для разнообразия, можно включать разные режимы отображения. Особенно хороши виды в режиме Только видимое .

OX = +45 , OY = -35 , OZ = -30
OX = -45 , OY = -35 , OZ = -30

Конечно, подобное изображение можно получить и вращая изображение мышью, но попробуйте по телефону объяснить своему коллеге, как же Вы его получили.

Сравнение режимов "Только каркас" и "Абрис каркаса"

На загруженной модели очень хорошо видна разница между режимами отображения Только каркас и Абрис каркаса .

Только каркас
Абрис каркаса

В режиме Только каркас, bCAD показывает на экране все ребра 3D поверхностей, а в режиме Абрис каркаса только те, которые обрисовывают ее абрис (силуэт).

Режим Только каркас требуется при создании и модификации кривых 3D по-верхностей. В остальных случаях, как правило, удобнее режим Абрис каркаса. В нем не только легче отыскать объект в сложной модели, но и быстрее перерисовывается изображение.

Именованные точки зрения

Было бы очень утомительно устанавливать нужные точки зрения каждый раз после загрузки проекта. Особенно если нужно быстро продемонстрировать полученные результаты и показать их с самых выгодных сторон.

Текущую точку зрения любого Окна редактирования можно сохранить в фале чертежа и в дальнейшем устанавливать быстро и легко. Для этого служит инструмент Именованные точки зрения панели Установки редактора.

Опять вернемся к модели тумбы (проект ...\ Primery uchebnika \ Prosmotr modelej \ tumba.bdf с компакт-диска bCAD), который рассматривали с разных сторон и вертели. В ней уже есть два вида добавленных автором: "Удобный вид" и "Камера01".

Установите в окне вид из списка:

1. Для начала, переключитесь на окно tumba.bdf;2, установите в нем Вид спереди (Ctrl+F) и покрутите изображение мышью.

Как теперь восстановить исходный вид? В общем случае - никак. Но этот вид модель "помнит".

2. Нажмите кнопку Именованные точки зрения панели Установки редактора или клавишу F9.

На экране появится панель управления со списком видов (см. рис. справа). Первый шесть видов - главные виды. Они есть всегда. Следующие два вида - Удобный вид и Камера01 - были добавлены при создании проекта.

3. Выберите в списке пункт Удобный вид.

4. Нажмите кнопку OK.

В окне Вы увидите первоначальное изображение, как при открытии файла.

Теперь попробуйте сами установить и запомнить новый вид модели.

Установите в окне редактирования вид, соответствующий изометрии:

1. Вызовите панель 3D Точка зрения (клавиша F12).

2. Установите значения углов поворота OX = 44 , OY = -60 , OZ = -40 .

3. Нажмите кнопку OK.

Вы получите изображение, показанное на ри-сунке справа.
Запомните точку зрения, установленную в окне редактирования:

1. Нажмите кнопку Именованные точки зрения панели инструментов Установки редактора или нажмите клавишу F9.

На экране появится одноименная панель (см. рисунок выше).

2. Установите курсор мыши на появившуюся панель и щёлкните правой кнопкой мыши.

3. На экране появится контекстное меню.

4. Щёлкните по пункту меню Новый.

5. Наберите на клавиатуре название точки зрения. Например, Диметрия.

6. Щёлкните по кнопке OK панели.

Никаких изменений не произошло.
Убедитесь, что модель "помнит" новый вид:

7. Установите в окне Вид спереди (Ctrl+F) или любой другой.

8. Сохраните (Ctrl+S) и закройте файл проекта (меню Файл \ Закрыть).

Точка зрения тоже была записана в файл проекта. Теперь, в любом Окне редак-тирования этого проекта, Вы сможете легко её установить.

9. Откройте файл проекта, который Вы только что сохранили.

Как видите, вид в окнах редактирования сохранился. Точка зрения та же, что была в момент сохранения файла, т.е. вид спереди.

10. Нажмите кнопку Именованные точки зрения на панели инструментов Установки редактора (быстрее и удобнее нажать клавишу F9).

На экране появится одноименная панель Именованные точки зрения.

11. Щёлкните по имени вида Диметрия и нажмите кнопку OK панели (быстрее - двойной щелчок на имени).

В окне редактирования установится сохраненная точка зрения.

12. Закройте файл проекта.