Логотип

Содержание материала

Плоское черчение (ручка)

Этот урок показывает, как использовать инструменты bCAD для плоского черчения. Вы научитесь применять несколько инструментов различными способами.

На рисунке выше, показан чертеж, который Вы получите к концу урока. Слева изображена объемная деталь, выполненная по этому чертежу.

Перед выполнением урока, Вы можете посмотреть на готовый пример чертежа. Он находится на компакт диске bCADa в папке ... \ docs \ Primery uchebnika \ Ruchka файл Ruchka.bdf.

Подготовка к работе

Вам предлагается проделать большой цикл настройки bCADа. Такую работу приходится делать довольно редко. Все Ваши настройки bCAD запоминает при выходе из программы и если их никто не меняет, то выполнять эти так много действий больше не придется.

Настройте параметры отображения:

1. Выберите в меню Файл пункт Настройки, затем, в появившейся одноименной панели - закладку Отображение.

2. Установите в графе Диалоги параметр Десятичная точность = 3. Во всех диалогах bCAD будет использовать величины, вычисленные с этой точностью. Величину можно ввести с клавиатуры, а можно - изменить кнопками .

3. Установите в графе Размеры параметр Десятичная точность = 0. И флаг Подавлять нули в конце. При автоматической простановке размеров bCAD будет предлагать величины, вычисленные с этой точностью, а в конце чисел не будет лишних нулей.

4. Снимите флаги Толщина линий = 0 и Толщина линий поверхности = 0.

5. Установите флаг Панель редактора.

6. Остальные значения - по Вашему желанию. Щелкните мышью по кнопке OK. или нажмите клавишу Enter.

Панель исчезнет с экрана.

Установите необходимые панели инструментов:

1. Выберите в главном меню пункты Панели-Настройка-Панели.

На экране появится панель Настройка.

2. Щелчками левой кнопки мыши установите флажки у панелей: Стандартная, Установки редактора, Свойства, Черчение, Трансформации, Измерения, Привязка к объекту, Редактор контуров. Именно эти панели содержат инструменты необходимые для построения чертежа. У остальных панелей флаги можно снять. Чтобы не отвле-кали.

3. Установите флаг Подсказки. Всплывающие подсказки помогут Вам искать нужную кнопку.

4. Щелкните мышью по кнопке OK. или нажмите Enter.

Панель исчезнет с экрана. Одновременно исчезнут панели, возле названия которых были сняты галочки.

Все дальнейшие настройки запоминаются в файле модели. Вам не потребуется устанавливать их в следующий раз, когда потребуется продолжить работу с ней.

Создайте новую модель:

Нажмите кнопку Создать на панели инструментов Стандартная или выберите одноименный пункт в меню Файл.

Установите масштаб построений:

1. Нажмите кнопку Установки редактора панели Рабочие параметры редактора (клавиша F5).

На экране появится одноименная панель.

2. Установите Масштаб = 1 : 1, Превышение = 0. Все построения будем вести в одной плос-кости XOY.

3. Щелкните мышью по кнопке OK. или нажмите клавишу Enter.

Панель исчезнет с экрана.

Настройте параметры системы координат:

1. Нажмите на панели Установки редактора кнопку Координаты (клавиша F6).

На экране появится панель Координатная система.

2. Установите необходимые параметры: Тип - Декартова, Углы - градусы, Расстояния - милли-метры, Начало системы координат - Абсолютное.

3. Щелкните мышью по кнопке OK. или нажмите клавишу Enter.

Панель исчезнет с экрана.

Настройте параметры сетки:

Сетка на экране и выравнивание по ней существенно облегчают построения. Особенно мышью. Ориентируясь по линиям регулярной сетки легко определять размеры элементов и расстояния между ними. В общем, на миллиметровке чертить проще, чем на ватмане.

1. Нажмите на панели Установки редактора кнопку Сетка (клавиша F7).

На экране появится панель Сетка.

2. Установите необходимые параметры. Удобно использовать Шаг = 5 мм. Установите флаги Показывать и Выравнивать. Вид сетки произвольный. Авторы предпочитают "крестики" и 10+ (каждые десять шагов - линия). Цвет крестиков (верхняя кнопка)- потемнее, линий (нижняя кнопка) - светлый. Минимальный размер ячейки (расстояние между точками), при котором ее видно на экране = 7, а для каждой 10-й = 2. Попробуйте поиграть этими параметрами. Устанавливайте значения и уменьшайте / увеличивайте изображение на экране до пропадания / появления сетки. Подберите настройки, удобные для Ваших глаз.

3. Щелкните мышью по кнопке OK. или нажмите клавишу Enter.

Панель исчезнет с экрана. На экране появится сетка с новыми параметрами.

План действий

Компьютер, в отличие от бумаги, позволяет легко копировать и изменять проведенные линии. И никаких грязных следов. Часто бывает удобнее построить "гру-бый" контур, а затем, специальными инструментами, получить детали. Примерно так же, как на бумаге, вначале выполняют вспомогательные построения, а, затем, обводят. Одинаковые элементы легко получать копированием, а симметричные -зеркальным отражением.

Посмотрите внимательно на чертеж. Деталь осесимметрична. Чертеж тоже. В верхней половине, чтобы показать форму отверстия и канавки, выполнен частичный разрез. К этому изображению проставлены размеры.

Построения можно условно разбить на три этапа:

1. Построение верхней половины изображения детали. Фактически это верхняя половина разреза детали.

На этом этапе, получают ось детали, верхнюю половину наружного контура и контур отверстия, штриховку и оси дуги канавки. Обратите внимание, что ось детали не выхо-дит за наружный контур. Учатся строить ломаные линии, а, затем, модифицировать полученные, получать штриховку по имеющимся контурам.

Основные инструменты: Ломаная  , Штриховка  , Окружность , Фаска  и приложение Обрезка .

2. Построение нижней половины детали. Фактически это нижняя половина вида спереди.

На этом этапе из верхней половины наружного контура получают его нижнюю часть и проводят вертикальные линии границ поверхностей детали (т.е. границ перехода цилиндрических частей в конические и т.п.). Учатся копи-ровать объекты и получать их зеркальные отражения, Опираться при построениях на существующие точки линий и проводить строго вертикальные линии. Основные инструменты: Зеркальное отражение  , Отрезок  и приложение Обрезка  . Используется привязка В вершину отрезка  и режим Залипание на 90°.

3. Простановка размеров.
На этом этапе проставляют размеры к уже построенному изображению. Все величины берут из чертежа. Учатся использовать инструменты простановки размеров, добавлять в размерные надписи специальные знаки, наносить недостающие надписи и переделывать размерные надписи другими инструментами. Основные инструменты: Вертикальный размер  , Горизонтальный размер  , Радиус II  . Для отдельных операций используют, 2D текст  , а для переделки размера 20 в оборванный - инструменты Удалить  и Переместить вершину  в режиме выбора Без групп.


После этого, можно прорезать Окна в штриховке  для размерной надписи (55) и выдвинуть концы оси на несколько миллиметров за линии основного контура, как этого требуют некоторые стандарты.

Построение верхней половины - подробный план

Ниже приведен развернутый план построения верхней половины изображения, далее - пошаговая реализация этого плана. Попробуйте выполнить все построения по развернутому плану и, если возникли проблемы, обращайтесь к пошаговой ин-струкции. Затем, выполните построения, следуя пошаговой инструкции.

При составлении плана исходят из традиционных принципов. Первым делом проводят оси, затем, набрасывают линии основных контуров, получают мелкие детали, и, наконец - заштриховывают.

Итак, подробный план (соответствующие рисунки - ниже):

1. Проведем горизонтальную ось симметрии детали. Точно по размеру контура. Используем инструмент Отрезок  .

2. Построим Главный контур - верхнюю половину внешнего контура детали, но без фасок и дуги канавки. Используем инструмент Ломаная  .

3. Выполним фаски. Инструмент так и называется Фаска  .

4. Построим контур отверстия. Используем инструмент Ломаная  и приложение Обрезка  . Будет удобно, если перед построением начало координатной системы (  или F6) перенести на правый конец оси. При этом пригодится привязка В вершину отрезка  .

5. Дугу канавки получим, применяя инструмент Окружность  в варианте По точке на окружности и центру  и приложение Обрезка  . Если Вы перенесли начало координат на предыдущем шаге, то нижняя точка окружности известна, а центр - на величину радиуса выше.

6. Получившийся контур заштрихуем. Инструмент - Штриховка  . Настройте его на вариант  .

7. Наконец, построим оси обозначающие центр дуги. Используем инструмент Отрезок  в режиме Перекрестье  .