Логотип

Ваза

В этом уроке будет показан процесс создания довольно простого, но эффектно выглядящего объекта – мраморной вазы. Вы создадите новую модель, при помощи инструментов bCADзададите контур вазы, создадите поверхность вращения и зададите установки материала – “под мрамор”.

Разумеется, в этом упражнении Вы не будете использовать все возможные инструменты объёмного моделирования, тем не менее, приобретёте общие навыки, которые будут полезны при дальнейшей работе.

На рисунке Вы видите финальное изображение объ­екта, который будет создан на этом уроке. Перед тем, как начать построения, не забудьте Создать  новую модель. Файлы, необходимые для упражнения, находятся в папке ...\ docs \ Primeryuchebnika \ vaza компакт диска bCADа. Результат выполнения находится в файле vaza.bdf.

Контур вазы

Для начала создадим очертание (контур) ­вазы. Он состоит из двух элементов: гладкой кривой – линии стенки и горизонтального отрезка – линии основания (дна). Для создания контура нужно выполнить три шага: начертить ломаную (линию стенки), от ее нижнего конца провести горизонтальную линию (линию дна) и сгладить ломаную. Точные размеры в этом упражнении не важны, достаточно соблюсти относительные пропорции. Ориентируйтесь по рисункам.

Начертите ломаную:

1.     Выберите инструмент Ломаная (панель 2D черчение).

2. Укажите последовательно три точки, нажмите кла­вишу Esc или щёлкните правой кнопкой мыши для фик­сации ломаной.

Проведите горизонтальную линию:

1.     Выберите инструмент  Отрезок панели.

2.     Укажите начальную точку линии. Используйте привязку  В вершину отрезка, чтобы она точно совпала с концом ломаной,

3.     Укажите конечную точку линии.

Нажмите  или клавишу Esc для прекращения ра­боты с инструментом.

Поверхность вращения

Далее создадим поверхность вазы. Ее задают поворотом обводов контура вокруг оси, проходящей через свободный конец нижней линии. Используйте инструмент  Поверхность вращения панели 3D моделирование.

Поскольку контур состоит не из одного, а из двух объектов, то, чтобы создать полную поверхность за один раз, необходимо заранее ихПометить .

Пометьте объекты контура:

1.     Выберите инструмент Пометить  панели Стандартная.

2.     Переместите квадратик курсора на образующую поверхности и щёлкните левой кнопкой мыши — кривая подсветится. Затем переместите курсор на линию основания и щёлкните левой кнопкой мыши ещё раз.

Создайте поверхность:

1.     Выберите инструмент Поверхность вращения  панели инстру­ментов 3D моделирование. Появится панель управления постро­ением поверхности.

2.     Снимите флаг Использовать пунктир, установите в панели управления следующие параметры: Начальный угол = Угол поворота = 360°Число сегментов = 12 (в обоих направлениях) инажмите кнопку OK.

3.     Укажите начальную точку оси вращения таким обра­зом, чтобы она совпадала со свободным концом линии ос­нования. Используйте привязку В вершину отрезка .

4.     Укажите вторую точку оси вращения таким образом, чтобы она была строго вертикально над первой. Проще всего это сделать мышью. Просто, при смещении мыши и в момент щелчка, удерживайте нажатой клавишу Ctrl.

В окне редактирования появится новая поверхность.

Линии контура остались помеченными. Чтобы на следующем этапе они остались неизменными, следует пометку с них снять.

5.     Дважды подряд нажмите клавишу Esc. Первое нажатие остановит инструмент, а второе – снимет пометку со всех помеченных объектов.

Для проверки геометрии вновь созданной поверхности осмотрите ее с разных сторон, при разных режимах отображения.

Окраска поверхности

Если форма вазы вполне приемлемая, то ее окраска оставляет желать лучшего. Прежде чем получить финальное изображение, необходимо ее окрасить – задать параметры Цвета и материала ее поверхности. Используем инструмент Перекрасить  панели Свойства. Поскольку поверхность вазы состоит из двух поверхностей (боковой стенки и дна), то будет удобно пометить их до начала операции.

Пометьте все объёмные объекты:

1.     Выберите инструмент Пометить  панели Стандартная.

2.     Переместите квадратик курсора на образующую линию боковой поверхности и щёлкните левой кнопкой мыши — кривая подсветится. Затем переместите курсор на линию сетки основания и щёлкните левой кнопкой мыши ещё раз.

Теперь можно красить:

1.     Включите режим просмотра  Каркас + Материал. Результат будет виден сразу.

2.     Выберите инструмент Перекрасить  из панели инструментов Свойства.

3.     В появившейся панели управления, откройте закладку Текстура.

4.     Нажмите кнопку Чтение текстуры  в рамке Образец. На экране появится стандартный файловый диалог Windows.

5.     Установите Тип файлаJPEG / JIF Comliant (*.jpg).

6.     Откройте папку ...\docs \Primery uchebnika\vaza компакт диска bCAD и откройте файл MARBLE02.JPG.

Файловый диалог исчезнет, а в поле Название текстуры появится имя выбранного файла (по умолчанию текущее зна­че­ние Нет), а в окне предпросмотра, в правом верхнем углу, изображение текстуры.

7.     Переключитесь на закладку Поверхность и установите значения Яркость блика = 70 %, Размер блика = 30 %,  Зеркальность = 10 %. ЗначенияПрозрачность = Яркость = Зернистость = 0. Преломление для непрозрачных объектов роли не играет, но поставьте = 1. Выберите Сглаживание = По углу, значение Угол = 30°. ФлагЦветной блик – отключен, а Отбрасывает тени – включен.

8.     По окончании задания свойств материала нажмите кнопку OK.

9.     В поя­вившейся панели управления “Что изменить?” проверьте состояние флагов. Установите все отключенные. Все галочки должны быть установлены.

10.  Снова нажмите OK для подтверждения всех изменений.

11.  Осмотрите вазу со всех сторон и убедитесь, что как боковая поверхность вазы, так и ее дно окрасились.

12.  Снимите пометку со всех объектов (дважды нажмите Esc).

Предварительный осмотр модели

Линии сетки поверхности (линии каркаса), в ряде случаев,  мешают восприятию модели. В процессе работы эти линии помогают выбирать объекты и позиционировать их в пространстве. Работать без них сложно, но вот смотреть – легко.

Осмотрите модель в режиме Без каркаса:

1.     Включите режим отображения   Без каркаса. Каркасные линии исчезнут и Вы увидите чистое изображения вазы.

2.     Осмотрите модель с разных направлений. Для изменения направления вида используйте мышь ( Поворот Наклон, Остановить).

3.     Установите наиболее подходящий ракурс. Например, как на рисунке. Теми же средствами, что и в предыдущем пункте. Если совсем потерялись, установите Вид спереди  и начните сначала.

Такое изображение вполне можно использовать в качестве простой иллюстрации. Вы можете легко перенести его в другую программу через буфер Windows.

 

Скопируйте изображение в буфер Windows:

1.     Выберите в главном меню bCAD пункт Правка \ Копировать изображение.

2.     Запустите какую либо программу, позволяющую вставить картинку. Например MS Word или стандартный редактор изображений Paint  (входит в комплект Windows, находится вПуск \ Все программы \ Стандартные \  Paint).

3.     В главном меню программы выберите пункт Правка \ Вставить (Ctrl+V).

Теперь с изображением можно работать средствами этой программы. Оставьте программу открытой. Это пригодится на следующем этапе.

4.     Вновь включите режим  Каркас + Материал. Это позволит Вам продолжить работу с проектом. Например, перекрасить вазу в другой цвет и т.п.

Финальное изображение (тонирование)

Изображение, которое Вы получили в режиме Без каркаса  создается в реальном времени, на лету, без особых трудов. Если у Вас есть время и желание, то bCAD позволяет получить высококачественное фотореалистичное изображение. Для этого служит инструмент Тонирование  панели инструментов Студия. Для получения качественного изображения, как и при обычной фотосъемке, нужно тщательно выбрать точку "съемки" и правильно расположить освещение. В этом упражнении будем делать все не просто, а очень просто: снимать будем По виду в рабочем окне и используем студийное освещение.

Создайте фотореалистичное изображение:

1.     Активизируйте инструмент Тонирование  из панели инструментов Студия. На экране появится одноименный диалог. Направление По виду выбрано автоматически.

2.     Выберите Метод получения изображения Трассировка лучей. Это самый реалистичный метод, хотя и самый долгий. Подробнее о различиях методов можно прочитать в книге bCAD. Справочное руководство.

3.     В рамке Изображение выберите размер 640 x 480 (список размеров открывают кнопкой ). Чем больше размер изображения, тем больше время тонирования.

4.     Установите флаги СглаживатьУчитывать текстуры и Тени.

5.     Снимите флаги ЧерновикТолько помеченноеЧерно-белый и Только от направленных ламп.

6.     Значения параметров Перспектива = 30Глубина трассировки = 3,Гамма коррекция 1.

7.     Включите студийное освещение. Достаточно двух лампочек (см. рис. слева). Нужно просто щелкнуть по левой кнопкой мыши по звёздочкам, изображающим лампочки. Повторный щелчок ее выключит.

8.     Нажмите на кнопку OK. В bCAD появится новое окно. В нем постепенно появится изображение.  Пока оно готовится, прочитайте дополнительную информацию.

Полученное в результате тонирования растровое изображение можно сохранить в файл и использовать точно так же, как  полученное со сканера или цифрового фотоаппарата. Его можно скопировать в буфер Windows и перенести в другую программу, как Вы сделали это на предыдущем этапе.

Сохраните полученное изображение в файл:

1.     Нажмите кнопку  Сохранить панели Стандартная или выберите в главном меню пунк Файл \ Сохранить.

2.     В появившемся диалоге установите Тип файлаJPEG / JIF Comliant (*.jpg).

3.     Обычным способом выберите нужную папку, дайте файлу имя и нажмите на Сохранить.

4.     Откройте папку, в которой Вы сохранили файл через Мой компьютер.

5.     Откройте файл обычным для Windows способом – двойным щелчком и убедитесь, что в нем то самое изображение, которое Вы получили.

Перенесите изображение в другую программу:

1.     Выберите в главном меню bCAD пункт Правка \ Копировать.

2.     Переключитесь на ту же программу, которую Вы использовали для вставки изображения на предыдущем этапе.

3.     По крайней мере в

4.     Выберите в ее главном меню пункт Правка \ Вставить (Ctrl+V).

5.     Поместите изображения рядом, уравняйте величину и сравните. Найдите отличия. На экране их видно лучше, чем на бумаге.

Упражнение закончено. Можно закрыть все файлы и программы.