Наиболее прогрессивным видом трубопроводных запорных устройств выступают шаровые краны.

Пусть подобные конструкции не выступают в роли чего-то новаторского, ведь изобретены они были более сотни лет тому назад, но обеспечить нужную плотность в той точке, где металлическая оболочка шара стыкуется с седлом корпуса, стало возможным относительно недавно. Все благодаря современным синтетическим веществам – фторопласту, широко распространенному искусственному каучуку и прочим. Теперь наилучшая герметичность достигается как в газовых, так и водопроводных магистралях, где «на страже» стоят: кран газовый шаровый и его коллега – кран для жидкостей.

Какие бывают конструкции шаровых кранов

Наличие шарика внутри корпуса крана позволило не только существенно повысить герметичность, но и максимально снизить усилия для манипуляций этим элементом арматуры. По своим конструктивным параметрам и назначению шаровые краны бывают:

  • Фланцевыми.
  • Муфтовыми.
  • Приварными.

Это по типу выпускаемых соединений, а по сложности делятся на:

  • Трехходовые L-образные. Служат для распределения технологического потока в нужном направлении магистрали.
  • Трехходовые Т–образные. Разделяют поток лишь в одну из двух сторон либо стразу в обоих направлениях.
  • Полнопроходные.
  • Неполнопроходные.

Существуют такие конструкции шаровых кранов:

  • моноблочные;
  • двухсоставные;
  • трехсоставные.

К достоинствам шаровых кранов можно отнести:

  • скромные габариты;
  • конструкционную простоту;
  • полноценную герметичность по всему диаметру;
  • способность выдерживать большие давления;
  • удобство и быстроту управления;
  • отличную надежность;
  • большой срок службы.

Но есть у таких устройств и недостатки:

  • если текущие среды содержат абразивные компоненты, то седла быстро изнашиваются;
  • сложность регулирования рабочего потока при избыточном давлении.
  • Отличительные особенности газовых и водяных шаровых кранов

Как уже упоминалось, существуют два варианта шаровых кранов – для газовых и жидкостных потоков. Естественно, что их конструкции отличаются друг от друга, хотя перепутать их сложно и по внешнему виду: они обладают разного цвета ручками. В газовых краниках управляющий рычажок имеет только желтый цвет, а вот жидкостные краны могут иметь рукоятки синего, красного и даже черного оттенка. Но это только внешнее отличие.

Газовый кран наделен:

  • усиленным корпусом и резьбовым соединением;
  • запорным шаром из латуни, покрытым никелем;
  • уплотнением штока из спецматериала.

Посему он не нуждается в специфическом обслуживании, открывает проходное трубопроводное сечение и дает возможность осуществлять визуальный контроль перекрытой магистрали. Благодаря таким свойствам устанавливается в промышленных газопроводах с низким и средним избыточным давлением, в системах городского газового хозяйства и на трубопроводах со слабоагрессивными средами.