Содержание материала

Просмотр моделей

Упражнения этого урока показывают возможные способы управления изображением в bCAD. Выполнив их, Вы узнаете:

  • как подвинуть или повернуть изображение, посмотреть на модель с нужного направления,
  • как делать изображение проектов в окнах bCAD удобным для Вашей работы,
  • как увидеть в окне именно ту часть проекта, которая Вам нужна именно сейчас.
  • Это очень важно, и для выполнения операций, и для визуальной проверки результатов построения.

    Если Вы еще не запустили bCAD, сделайте это, щёлкнув по пикто­грамме  на рабочем столе или в меню Пуск \ Все программы.

     


    Как открывать файл проекта

    Все упражнения этого урока выполняют с готовыми проектами. Они находится на компакт-диске bCAD, в папке Primery uchebnika \ Prosmotr modelej. Имена нужных файлов проектов указаны вначале каждого цикла упражнений урока.

    Как и любая программа, bCAD позволяет Открыть файл стандартным способом в папке Windows, а также через собственное меню Файл \ Открыть….

    Начинающие пользователи компьютера могут проделать небольшие упражнения. Чаще всего используется проект простой детали. Имя файла SAMPLE3D.bdf . Для начала, нужно его открыть.

    Сделать это можно двумя способами: из bCAD или напрямую из папки Windows. Для тренировки попробуйте оба. В дальнейшем, используйте удобный лично Вам.

    Прежде всего, вставьте компакт-диск bCAD в Ваш компьютер.

    Чтобы открыть файл проекта из bCAD:

    1. Активизируйте Ваш  bCAD через кнопку Пуск на панели задач Windows (пользователям Windows XP, возможно, придется выбрать пункт Все программы). Ярлык находится в верхней части меню.

    2. Выберите в меню Файл пункт Открыть…  (можно нажать на клавиатуре Ctrl+O).

    На экране появится стандартный диалог выбора файла.

    1.  Щелкните мышью по списку Папка и укажите компакт-диск bCAD и в нем папку lessons \ view_ctrl.

    2.  Выберите в списке файлов SAMPLE3D.bdf

    На экране появится новое окно. В нём Вы увидите изображение проекта, записанного в файле, целиком.

    Чтобы открыть файл проекта через Windows:

    1.  Откройте папку Мой компьютер.

    2.  Откройте компакт-диск bCAD и в нем папку Primery uchebnika \ Prosmotr modelej.

    3.  Выберите в списке файлов SAMPLE3D.bdf и откройте его щелчками мыши (обычно двойной щелчок левой кнопкой) или через контекстное меню (щелчок правой кнопкой).

    Windows автоматически активизирует bCAD и откроет в нем указанный файл. На экране появится окно bCAD, и в нём Вы увидите изображение проекта, за­писанного в файле (см. рисунок выше).


     Смещение изображения

    Этот цикл упражнений показывает, как "подвинуть" или "прокрутить" изображение, если оно не помещается в окне полностью “прокрутка”, заглянуть за его край. Выполнив его, Вы сможете просматривать в bCAD изображения любого размера по частям.

    Размер Окна редактирования ограничен, зато можно легко смещать в разные части модели, увеличивать и уменьшать масштаб изображения. Манипулируя этими приемами, можно и рассматривать подробно какую-либо часть модели, и охватывать одним взглядом весь проект.

    Все операции можно включать как кнопками панели, так и правой кнопкой мыши в сочетании с клавишами Ctrl и  Shift, а выполняют – простым смещением мыши.

    Чтобы начать упражнение, откройте на компакт-диске bCAD файл проекта ...\ Primery uchebnika \ Prosmotr modelej \ SAMPLE3D.bdf

    Подготовьте окно

    Модель сохранена в файле SAMPLE3D.bdf  так, что в окне видна только ее часть. Это очень важно для выполнения упражнения и сделано специально.

    Итак, исходная кар­тинка у Вас есть. Теперь в окне видна только небольшая часть модели. На нем мы и будем тренироваться "двигать" изображение.

    Панель Tablet

    Основные функции управления изображением включают кнопками панели инструментов Tablet. Найдите эту панель на окне bCAD.

    Стандартная панель "Tablet"

    Если Вам не удалось обнаружить панель визуально, то попробуйте скрыть панель и показать ее вновь через меню Панели \ Настройка. Увидеть исчезновение и появление на экране намного легче.

    Чтобы скрыть или показать панель инструментов:

    1.     В меню Панели выберите пункт Настройка.

    2.     В появившемся диалоговом окне перейдите на закладку Панели.

    3.     В списке Панели щелчком левой кнопки мыши снимите (установите) галочку, рядом с на­зва­нием панели Tablet. Панель исчезнет (появится).

    4.     Снимите (установите) галочку несколько раз, пока Вы не найдете панель глазами.

    5.     Оставьте галочку панели Tablet установленной и нажмите на кнопку OK панели.

    Точно таким же способом Вы сможете находить и другие панели инструментов, которые понадобятся Вам при работе с bCAD.

    Подвижка курсором

    Нужная часть изображения оказалась за пределами окна. Совсем рядом. Так и хочется немного подвинуть его. Это легко сделать своеобразным "пальцем". Прижать им картинку, и подвинуть в нуж­ную сторону. Роль пальца выполняет курсор мыши . Этот режим включают кнопкой Сдвиг вида панели Tablet . После этого, достаточно установить курсор мыши на изображение, нажать левую кнопку мыши и можно тянуть изображение в любую сторону. Просто удерживайте кнопку мыши нажатой и двигайте изображение. Курсор, при этом, принимает форму . Чтобы отключить режим, отожмите или нажмите кнопку Остановить на панели Tablet или клавишу ESC . Такой режим особенно удобен при работе с графическим планшетом, нагляден и рекомендуется начинающим.

    Другой способ – установить курсор мыши на изображение, нажать клавишу Shift , а, затем, правую кнопку мыши. Пока Вы удерживаете клавишу и кнопку нажатыми , можно двигать изображение в любом направлении (курсор принимает форму ). Отпустили клавишу ­– режим выключен. Такой способ быстрее, но требует наличия клавиатуры. Рекомендуется опытным пользователям.

    Подвиньте изображение мышью:

    •  Нажмите кнопку Сдвиг вида панели   Tablet .

    •  Установите курсор мыши на изо­бражение вблизи его правого верх­него угла.

    •  Нажмите и удерживайте нажатой левую кнопку мыши.

    •  Удержи­вая в нажатом состоянии клавишу и кнопку, перемещайте курсор мыши по окну.

    Курсор примет форму и изо­бражение «поедет» вслед за ним.

    •  Отпустите кнопку мыши.

    •  Нажмите кнопку Остановить .

    •  Повторите упражнение несколько раз. Убедитесь, что Вам удается управлять изображением.

    •  Получите изображение, показанное на рисунке.

    Выполните те же действия, используя клавишу:

    •  Установите курсор мыши на изо­бражение вблизи его правого верх­него угла.

    •  Нажмите и удерживайте нажатой клавишу Shift .

    •  Нажмите и удерживайте нажатой правую кнопку мыши.

    •  Удержи­вая в нажатом состоянии клавишу и кнопку, перемещайте курсор мыши по окну.

    Курсор примет форму и изо­бражение «поедет» вслед за ним.

    •  Отпустите кнопку мыши и клавишу.

    •  Повторите упражнение несколько раз. Убедитесь, что Вам удается управлять изображением.

    •  Получите изображение, показанное на рисунке

    Сдвигая вид, очень удобно устанавливать нужную часть изображения в центр окна. Можно посмотреть, что находится за краем картинки и быстро вернуть обратно. Как именно выполнять операцию, Shift + правая кнопка мыши или + левая кнопка мыши – дело привычки и личных предпочтений.

    Прокрутка изображения

    Для "прокрутки" - смещения изображения по вертикали или горизонтали - в bCAD можно как полосы прокрутки, так и колесико мыши в сочетании с клави-шами Shift или Ctrl. Полосы прокрутки применяют точно так же, как и во всех Windows программах. Если Вы владеете этим средством, то можете только про-читать текст упражнения, а попробовать только смещение колесиком.

           Прокрутка бегунком

    Для начала, используйте вертикальную полосу прокрутки:

    1. Установите курсор мыши на бегунок вертикальной полосы прокрутки. Нажмите и удерживайте левую кнопку мыши.
    2. Двигая мышь, установите бегунок в крайнее нижнее положение. Изображение "едет" вверх.
    3. Установите бегунок в крайнее верхнее положение и отпустите кнопку мыши.
    Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3

    Теперь примените горизонтальную полосу прокрутки:

    1. Установите курсор мыши на бегунок горизонтальной полосы прокрутки. Нажмите и удерживайте левую кнопку мыши.
    2. Двигая мышь, установите бегунок в крайнее правое положение.
    3. Установите бегунок в крайнее левое положение и отпустите кнопку мыши.
    Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3

    Прокрутка бегунком не позволяет установить область видимости за пределами проекта. Даже при крайнем положении бегунка, крайние точки проекта могут оказаться вне окна. Поместить изображение крайних точек проекта ближе к сере-дине можно, подвинув изображение курсором или прокрутив стрелками.

           Прокрутка изображения стрелками

    Кроме бегунков, на полосе прокрутки имеются кнопки со стрелками. Они тоже позволяют управлять выводом изображения.

    Сместите изображение стрелками полосы прокрутки:

    1. Установите курсор мыши на левую стрелку горизонтальной полосы прокрутки .
    2. Десять раз щёлкните левой кнопкой мыши. При каждом щелчке изображение сдвига-ется вправо (экран "прокручивается" влево).
    3. Установите курсор мыши на правую стрелку горизонтальной полосы прокрутки . Нажмите и удерживайте нажатой левую кнопку мыши.
    4. Изображение начнет смещаться влево.
    5. Когда изображение вернётся на место, отпустите кнопку мыши.
    6. Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3

    7. Выполните те же действия с кнопками вертикальной полосы прокрутки.

    Прокрутка стрелками хоть и медленный, но надёжный способ просмотра изображения. Позволяет прокручивать изображение, даже когда инструмент bCAD ожидает ввода точки или указания объекта (курсор мыши имеет форму перекрестья или кружка).

          Прокрутка изображения колесиком мыши

    Вместо стрелок полосы прокрутки, в которые бывает так трудно попасть курсором, Вы можете использовать колесико мыши.

    Чтобы сместить видимую область влево / вправо:

    1. Нажмите и удерживайте нажатой клавишу Shift.
    2. Вращайте колёсико мыши.
    3. Изображение "поедет" влево, при вращении колёсика "на себя", и вправо при вращении колёсика "от себя".
    4. Убедитесь, что у Вас все получается и изображение едет в нужную сторону.
    5. Установите изображение в центре окна.
    6. Отпустите клавишу.

    Чтобы сместить видимую область вверх / вниз:

    1. Нажмите и удерживайте нажатой клавишу Ctrl.
    2. Вращайте колёсико мыши.
    3. Изображение "поедет" вслед вверх, если Вы повернёте колёсико "на себя". И "поедет" вниз, если повернёте его "от себя".

    4. Убедитесь, что у Вас все получается и изображение едет в нужную сторону.
    5. Установите изображение в центре окна.
    6. Отпустите клавишу.

    Смещать изображение колёсиком мыши удобно, когда нужная вам точка или находится чуть-чуть за краем окна, а также просто при общем просмотре проекта. Бегунки позволяют легко и быстро найти элементы проекта в поле редактирова-ния, особенно если их вовсе нет на экране, они находятся вне видимой области.

          Прокрутка изображения колесиком мыши
    1. Сдвиньте изображение левой стрелкой горизонтальной полосы прокрутки так, чтобы все элементы проекта исчезли с экрана (см. рисунок). Теперь все объекты модели находятся вне видимой облас-ти, но они, естественно, никуда не пропали.

    2. Прокрутите изображение бегунком горизонтальной полосы прокрутки до упора впра-во, до упора влево и остановите примерно по середине полосы прокрутки. Кнопку мыши, во время прокрутки, держите нажатой (см. рисунок ниже).

    3. Отпустите кнопку мыши - бегунок немедленно увеличится в размерах и окажется прижатым к левой границе.

    4. Передвиньте бегунок к правой границе и отпустите кнопку мыши.

    Шаг 1 Шаг 2
    Шаг 3 Шаг 4

    На этом упражнения по прокрутке изображения завершены. Если Вы считаете необходимым - повторите их еще раз для закрепления навыков. Закройте чертёж командой Закрыть из меню Файл.

    Если Вы сочтете необходимым закрепить полученные навыки - выполните эти упражнения с любым другим файлом проекта (*.bdf). Различные Готовые проекты находятся на компакт диске bCAD.


    Масштаб изображения

    Упражнения этого цикла показывают основные способы изменения масштаба, в котором изображение вашего проекта выводится на экран. Выполнив их, Вы смо-жете получать в окнах bCAD изображение Вашего проекта с нужной степенью подробности. Сможете рассматривать как мелкие детали, так и общие планы.

    Перед выполнением упражнения, найдите на экране панель Установки редактора.


    Быстрое масштабирование

    Во время работы часто хочется сделать изображение на экране крупнее или мельче, т.е. изменить масштаб вывода на экран. Для быстрого изменения масштаба изображения служит колесико мыши, функция Масштабирования (Zoom) панели Tablet, а так же клавиши PageUp - увеличить и PageDown - уменьшить.

    Самый простой и эффективный способ - использовать колесико мыши, а при его отсутствии - клавиши PageUp - увеличить и PageDown - уменьшить:

    Установите масштаб для вывода в окно проекта:
    1. Установите курсор мыши на активное окно, в центр изображения.
    2. Покрутите колесико мыши в одну и в другую сторону. Убедитесь, что при вращении в одну сторону изображение на экране увеличивается, в другую - уменьшается.
    3. Несколько раз нажмите на клавишу PageUp. Убедитесь, что каждый раз изображение на экране увеличивается.
    4. Несколько раз нажмите на клавишу PageDown. Убедитесь, что каждый раз изображение на экране уменьшается.

    Ход масштабирования изображения зависит от положения курсора мыши на экране. Центром масштабирования является точка, на которую мышь указывает. При увеличении масштаба изображение "разбегается" от нее, при уменьшении - "стягивается" к ней. Таким образом, чтобы лучше рассмотреть какое-либо место проекта, нужно установить курсор мыши в его центр, увеличить изображение и подвинуть эту точку в центр экрана.

    Чтобы увеличить или уменьшить изображение:
    1. Нажмите кнопку Масштабирование (Zoom) панели Tablet.
    2. Установите курсор мыши примерно в центр изображения.
    3. Нажмите и удерживайте нажатой левую кнопку мыши.
    4. Продолжая удерживать нажатой левую кнопку, сместите мышь влево, вправо, вверх, вниз от начальной точки.
      Курсор мыши принимает вид . Смещение мыши влево и вниз уменьшает масштаб и видимый размер объектов на экране, смещение вправо и вверх - увеличивает. При этом точка, в которой находился курсор мыши в момент нажатия кнопки, остается на месте. Изображение как бы разбегается от нее при увеличении и сжимается к ней при уменьшении.
    5. Отпустите кнопку мыши.
    6. Выключите функцию. Для этого можно: отжать кнопку Масштабирование (Zoom) , нажать кнопку Остановить панели Tablet, щелкнуть правой кнопкой мыши или нажать ESC.

    Дабы не останавливаться на масштабировании надолго можете сами поэксперементировать с другими кнопками установки редактора.


    Режимы отображения проектов

    Модели bCAD могут содержать в себе 3D поверхности. Отображать их на экране можно двумя основными способами: каркасным, когда на экране виден только каркас поверхности, на который она натянута, и тонированным, когда поверхность закрашивается заданным для нее цветом или текстурой. На разных этапах работы, бывает необходимо видеть сквозь тонированную поверхность ее каркас и чертежные объекты, а при демонстрации модели - скрывать их.

    Это упражнение показывает, как включать разные режимы отображения чертежных объектов и "объемных" 3D моделей. Выполнив его, Вы сможете выбирать нужный режим отображения для работы и демонстрации модели другим людям. Вы сами найдете применение для этих режимов.

    Кнопки переключения режимов

    Переключать режимы отображения моделей можно кнопками на Панели окна редактирования, а также аналогичными кнопками панели Установки OpenGL. Кнопки на панели окна воздействуют только на режим отображения своего окна, а кнопки панели Установки OpenGL - на режим отображения текущего.

    Панель окна редактирования занимает на экране довольно много места и опытные пользователи часто ее скрывают.

    1. Выберите в главном меню пункт Файл \ Настройки. На экране появится диалоговое окно Настройки.
    2. Перейдите на закладку Отображения.
    3. Установите флаг Панель редактора.

    Переключение режимов изображения

    Это упражнение показывает, как переключать режимы отображения и как выгля-дят на экране те или иные типы объектов в каждом режиме.

    Чтобы начать упражнение, откройте на компакт-диске bCAD файл проекта: ...\ tumba.bdf .

     

    Посмотрите на экран, на окно tumba.bdf. Это проект простой тумбы, выполненный средствами пакета bCAD Мебель. Он содержит 3D модель с проставленными на ней размерами.

    Чертежными объектами являются размерные надписи и маркеры панелей (перекрестья в центре стенок и полок тумбы). Сами стенки и полки тумбы - это 3D поверхности.

    Только каркас

    Изначально во всех окнах редактирования этой модели установлен режим отображения Только каркас. Кнопка нажата. На экране видны все линии всех чертежных объектов - размерных надписей и маркеров панелей. 3D модель тумбы - ее стенки, полки, а также крепежные уголки - нарисованы ребрами. По такой картинке сложно определить ориентацию поверхностей в пространстве. Какая сторона ближе, а какая дальше? Режим рекомендован для чертежных работ, а так же для работы с 3D объектами, на компьютерах без графического ускорителя OpenGL.

    Каракас + Материал

    Нажмите кнопку Каракас + Материал . На экране появилось тонированное изображение модели. Линии чертежных объектов и ребра 3D объектов нарисованы поверх него. Часть ребер 3D модели (на торцах стенок и полок) оказалось одного цвета со своей поверхностью и не видны. По тонированному изображению можно определить какая из поверхностей находится ближе, а какая дальше, поскольку поверхности, которые находятся ближе, заслоняют те, которые находятся дальше. Режим рекомендован как для работы с 3D объектами, так и для чертежных работ.

    В этом режиме хорошо видна внутренняя структура конструкции, но трудно опре-делить положение чертежных объектов относительно 3D поверхностей. Видна окраска поверхности и направление текстуры материала.

    Только видимое

    Нажмите кнопку Только видимое . Тонированное изображение на экране осталось, а вот те части чертежных объектов и линий каркаса, кото-рые заслонены от нас 3D объектами - исчезли. Вза-имное расположение объектов в пространстве стано-вится очевидным. При таком режиме сложно указывать 3D объекты, так как часть из них просто не видно. Режим рекомендован для демонстрации моделей и получения схем и иллюстраций.

    Опытные пользователи в таком режиме могут составлять конструкции из готовых блоков и модифицировать их.

     

    Без каркаса

    Нажмите кнопку Без каркаса . Чертежные объекты исчезли. Осталось только тонированное изображение 3D объектов. Режим предназначен для демонстрации внешнего вида 3D моделей и получения иллюстраций. В нем нельзы выполнять никаких построений и никаких операций с готовыми объектами.

     


    Виды и точки зрения

    Это упражнение показывает, как получить в рабочем окне вид на проект с нужного направления. Выполнив его, Вы сможете получать в Окнах редактирования виды на проект со стандартных направлений спереди, слева, сверху и т.д. Виды с направ-лений, дающих аксонометрические проекции, и вообще с произвольных направлений. Только Окна редактирования bCAD позволяют выполнять построе-ния и получать информацию о модели, включать различные инструменты, указывать точки и объекты для выполнения операций. Естественно бывает необходимо и в них видеть проект с разных направлений. В bCAD это можно делать несколькими способами.

    Главные виды

    bCAD позволяет легко получать виды 3D проектов соответствующие главным ортогональным чертежным проекциям. Достаточно одного щелчка мыши по соответствующей кнопке на панели Установки редактора или нажатия на соответст-вующую клавишу.

    Упражнение заключается в том, что в окне tumba.bdf нужно поочередно уста-новить каждый главный вид и получить на нем полное изображение модели. Его следует выполнить не менее двух раз: один с использованием кнопок панелей управления, другой - с соответствующими клавишами.

    Необходимые кнопки находятся на панели Установки редактора

    Направление осей Мировой координатной системы показывает цветной значок в левом нижнем углу окна. Его ось OX - красная, ось OY - зеленая и ось OZ - синяя.

    Поворот изображения мышью

    Изображение в Окне редактирования можно "поворачивать" мышью. Включать режимы поворота вида мышью можно с помощью клавиатуры, а также кнопками панели Tablet. Для тренировки, один раз попробуйте все сделать с помощью мыши, а второй - все то же самое, но с клавиатурными командами.

    Поворот направления вида вокруг вертикальной и горизонтальной оси:
    1. Установите в Окне редактирования вид спереди. Кнопка Вид спереди
    2. Получите на изображении всю модель ( Показать всё панели Установки редактора).
    3. Установите курсор мыши в центре изображения.
    4. Нажмите на панели Tablet кнопку Поворот.
    5. Удерживайте нажатой левую кнопку мыши.
    6. Двигайте курсор мыши вверх - вниз.
    7. Продолжайте удерживать кнопку и подвигайте курсор мыши и влево - вправо. Модель поворачивается туда-сюда вокруг вертикальной оси экрана. Вместе с ней поворачивается и значок координатной системы. Чем больше смещение, тем больше угол поворота.
    8. Смещая курсор мыши в разные стороны и на разные расстояния, осмотрите модель со всех сторон
    9. Отпустите кнопку мыши.Курсор мыши примет изначальную форму, а модель останется повернутой
    10. Чтобы выключить поворот, нажмите кнопку Остановить панели Tablet (можно просто "отжать" кнопку Поворот).
    11. Нажмите кнопку Предыдущий вид панели Tablet. Вы получите исходный вид. Тот, который был в окне до начала вращения.
    Поворот направления вида при помощи клавиш:
    1. Установите в Окне редактирования вид спереди - клавиши Ctrl+F (Front).
    2. Получите на изображении всю модель - Ctrl+A.
    3. Установите курсор мыши в центре изображения.
    4. Нажмите и удерживайте нажатой клавишу Ctrl.
    5. Нажмите и удерживайте нажатой правую кнопку мыши.
    6. Подвигайте курсор мыши вверх - вниз.
    7. Курсор примет форму . Модель поворачивается туда-сюда вокруг горизон-тальной оси экрана. Вместе с ней поворачивается и значок координатной систе-мы. Чем больше смещение, тем больше угол поворота.
    8. Продолжайте удерживать клавиши и кнопку и подвигайте курсор мыши и влево - вправо.
    9. Модель поворачивается туда-сюда вокруг вертикальной оси экрана. Вместе с ней поворачивается и значок координатной системы. Чем больше смещение, тем больше угол поворота.
    10. Смещая курсор мыши в разные стороны и на разные расстояния, осмотрите модель со всех сторон
    11. Отпустите кнопку мыши, затем клавишу.
    12. Курсор мыши примет изначальную форму, а модель останется повернутой.
    13. Нажмите клавишу Home.
    14. Вы получите исходный вид. Тот, который был в окне до начала вращения.

    Поворачивая направление вида курсором мыши, постарайтесь получить изображение похожее на рисунок.

    Можно получить его в несколько приемов. Если почувствуете, что запутались - начните сначала. Нажмите Home или установите Вид спереди (Ctrl+F) и т.д.

    Только поворотами вокруг вертикальной и горизонтальной осей не всегда удается получить требуемый вид. Необходимо уметь "наклонять" изображение - вращать вид в плоскости экрана (поворачивать вокруг оси перпендикулярной экрану). Как поворачивают лист бумаги на столе. Такой поворот изображения модели также можно осуществить с помощью мыши.

    Попробуйте наклонять вид с помощью кнопки Наклон панели Tablet и левой кнопки. Постарайтесь сделать все сами по аналогии с предыдущими упражнения-ми. Если возникнут затруднения, то прочтите пошаговую инструкцию ниже.

    Поворот изображения в плоскости экрана (наклон):
    1. Установите в Окне редактирования вид спереди (кнопка ).
    2. Получите на изображении всю модель .
    3. Нажмите кнопку Наклон на панели Tablet.
    4. Подвигайте курсор мыши в разных направлениях.
    5. Курсор примет форму .
    6. Отключите наклон кнопкой Остановить панели Tablet (можно просто "отжать" кнопку Наклон).
    Теперь то же самое, с помощью клавиатуры по подобию с предыдущим примером.

    Установка мышью удобного вида

    Это обобщающее упражнение, которое показывает, как установить удобный для работы или демонстрации вид при помощи мыши. Вам предлагается типовой алгоритм. Вы можете на его основе придумать свой, более удобный.

    Конечно, перед настройкой вида, Вы должны представлять, какое именно изобра-жение нужно получить на экране, какие части модели должны быть видны.

    Типичный порядок следующий:
    1. Установите один из главных видов, наиболее близкий к нужному.
    2. Поворачивая изображение вокруг вертикальной и горизонтальной осей, добейтесь видимости всех нужных частей модели. Используйте, по Вашему усмотрению, Ctrl+правая кнопка мыши или Поворот панели Tablet + левая.
    3. Наклоняя изображение в плоскости экрана мыши, добейтесь на экране вертикального положения вертикальных линий модели. Используйте Ctrl+Shift+правая кнопка или Наклон панели Tablet + левая. Выбор Ваш.
    4. Для точной "подгонки" используйте Ctrl+Shift+колесико мыши. Выбора нет.
    5. При необходимости, сместите изображение сделайте его больше или меньше.

    Точная установка вида

    Бывают случаи, когда нужно узнать направление вида в окне или получить изо-бражение модели под строго определенным углом. Например, чтобы получить стандартные аксонометрические проекции или сообщить направление вида колле-ге по телефону, чтобы он получил точно такое же.

    В bCAD имеется возможность задать точное направление вида величинами углов поворота вокруг осей Мировой координатной системы. Для этого служит инстру-мент 3D Точка зрения (кнопка на панели Установки редактора или клавиша F12). После вызова инструмента, на экране появляется одноименная панель.

    С помощью этого инструмента Вы сможете:
    • Узнать направление вида (основное это величины углов в рамке Поворот);
    • Точно установить направление вида (величины углов в рамке Поворот).

    C помощью этих средств Вы получите изображения проекта соответствующие стандартным аксонометрическим проекциям.

    Узнать направление вида в текущем окне очень легко. Достаточно нажать кнопку 3D Точка зрения панели Установки редактора или клавишу F12.

    Панель 3D Точка зрения

    Аксонометрии

    Когда величины углов поворота для нужной точки зрения известны, то установить ее можно путем ввода значений непосредственно в соответствующие поля панели 3D Точка зрения . Получите этим способом изображения проекта соответст-вующие стандартным аксонометрическим проекциям.

    Чтобы начать упражнение, откройте на компакт-диске bCAD файл проекта ...\ Primery uchebnika \ Prosmotr modelej \ SAMPLE3D.bdf

    Получите вид соответствующий прямоугольной диметрии:
    1. Вызовите панель 3D Точка зрения (клавиша F12).
    2. Установите значения углов поворота, соответствующие ди-метрии: поворот вокруг оси OX = 45 , вокруг оси OY = 62.901 , вокруг оси OZ = 41.5 .
    3. Щёлкните по кнопке OK.
    4. Покажите все ( или Ctrl+A) Полученное изображение мало отличается от прямоуголь-ной диметрии (см. рисунок слева).
    Значения углов можно немного округлить. Величины во-круг оси OX = 44 , вокруг оси OY = 60 , вокруг оси OZ = 40 вполне приемлемы.

    Создайте Новое окно (меню Окно) и получите в нем вид с округленными зна-чениями углов. Сравните оба вида визуально. Сравнивать будет удобнее, если разбить окно по вертикали ( или меню Окно). На наш взгляд, с округленными значениями выглядит лучше.



    Получите вид соответствующий прямоугольной изометрии:
    1. Откройте для проекта Новое окно (меню Окно).
    2. Вызовите панель 3D Точка зрения (клавиша F12).
    3. Установите значения углов поворота, соответствующие изо-метрии: вокруг оси OX = 45 , вокруг оси OY = 35.27 , вокруг оси OZ = 30.25 .
    4. Щёлкните по кнопке OK.
    5. Покажите все ( или Ctrl+A)
    Полученное изображение мало отличается от прямоугольной изометрии.

    Значения углов можно округлить. Величины вокруг оси OX = 45 , вокруг оси OY = 35 , вокруг оси OZ = 30 то же приемлемы.

    Получите вид с округленными значениями углов. На наш взгляд, с округленными значениями выглядит ничуть не хуже.

    Величины углов поворота могут быть и отрицательными. В этом случае, поворот выполняется в другую сторону. Комбинируя значения величин углов с разными знаками, Вы получите разные изометрические виды.

    Получите разные изометрические виды (см. ниже).

    Для разнообразия, можно включать разные режимы отображения. Особенно хороши виды в режиме Только видимое .

    OX = +45 , OY = -35 , OZ = -30
    OX = -45 , OY = -35 , OZ = -30

    Конечно, подобное изображение можно получить и вращая изображение мышью, но попробуйте по телефону объяснить своему коллеге, как же Вы его получили.

    Сравнение режимов "Только каркас" и "Абрис каркаса"

    На загруженной модели очень хорошо видна разница между режимами отображения Только каркас и Абрис каркаса .

    Только каркас
    Абрис каркаса

    В режиме Только каркас, bCAD показывает на экране все ребра 3D поверхностей, а в режиме Абрис каркаса только те, которые обрисовывают ее абрис (силуэт).

    Режим Только каркас требуется при создании и модификации кривых 3D по-верхностей. В остальных случаях, как правило, удобнее режим Абрис каркаса. В нем не только легче отыскать объект в сложной модели, но и быстрее перерисовывается изображение.

    Именованные точки зрения

    Было бы очень утомительно устанавливать нужные точки зрения каждый раз после загрузки проекта. Особенно если нужно быстро продемонстрировать полученные результаты и показать их с самых выгодных сторон.

    Текущую точку зрения любого Окна редактирования можно сохранить в фале чертежа и в дальнейшем устанавливать быстро и легко. Для этого служит инструмент Именованные точки зрения панели Установки редактора.

    Опять вернемся к модели тумбы (проект ...\ Primery uchebnika \ Prosmotr modelej \ tumba.bdf с компакт-диска bCAD), который рассматривали с разных сторон и вертели. В ней уже есть два вида добавленных автором: "Удобный вид" и "Камера01".

    Установите в окне вид из списка:

    1. Для начала, переключитесь на окно tumba.bdf;2, установите в нем Вид спереди (Ctrl+F) и покрутите изображение мышью.

    Как теперь восстановить исходный вид? В общем случае - никак. Но этот вид модель "помнит".

    2. Нажмите кнопку Именованные точки зрения панели Установки редактора или клавишу F9.

    На экране появится панель управления со списком видов (см. рис. справа). Первый шесть видов - главные виды. Они есть всегда. Следующие два вида - Удобный вид и Камера01 - были добавлены при создании проекта.

    3. Выберите в списке пункт Удобный вид.

    4. Нажмите кнопку OK.

    В окне Вы увидите первоначальное изображение, как при открытии файла.

    Теперь попробуйте сами установить и запомнить новый вид модели.

    Установите в окне редактирования вид, соответствующий изометрии:

    1. Вызовите панель 3D Точка зрения (клавиша F12).

    2. Установите значения углов поворота OX = 44 , OY = -60 , OZ = -40 .

    3. Нажмите кнопку OK.

    Вы получите изображение, показанное на ри-сунке справа.
    Запомните точку зрения, установленную в окне редактирования:

    1. Нажмите кнопку Именованные точки зрения панели инструментов Установки редактора или нажмите клавишу F9.

    На экране появится одноименная панель (см. рисунок выше).

    2. Установите курсор мыши на появившуюся панель и щёлкните правой кнопкой мыши.

    3. На экране появится контекстное меню.

    4. Щёлкните по пункту меню Новый.

    5. Наберите на клавиатуре название точки зрения. Например, Диметрия.

    6. Щёлкните по кнопке OK панели.

    Никаких изменений не произошло.
    Убедитесь, что модель "помнит" новый вид:

    7. Установите в окне Вид спереди (Ctrl+F) или любой другой.

    8. Сохраните (Ctrl+S) и закройте файл проекта (меню Файл \ Закрыть).

    Точка зрения тоже была записана в файл проекта. Теперь, в любом Окне редак-тирования этого проекта, Вы сможете легко её установить.

    9. Откройте файл проекта, который Вы только что сохранили.

    Как видите, вид в окнах редактирования сохранился. Точка зрения та же, что была в момент сохранения файла, т.е. вид спереди.

    10. Нажмите кнопку Именованные точки зрения на панели инструментов Установки редактора (быстрее и удобнее нажать клавишу F9).

    На экране появится одноименная панель Именованные точки зрения.

    11. Щёлкните по имени вида Диметрия и нажмите кнопку OK панели (быстрее - двойной щелчок на имени).

    В окне редактирования установится сохраненная точка зрения.

    12. Закройте файл проекта.