Глава 11. Оценка проектных решений

 

При сравнении вариантов проектных решений в процессе проектирования автомобильных дорог и для характеристики рекомендуемого к строительству (реконструкции, ремонту) варианта применяют показатели, отражающие различные аспекты: технические, экономические, эргономические, экологические и др.

 

11.1. Технические и транспортно-эксплуатационные показатели

 

Технические показатели:

 

· план и продольный профиль – протяжение трассы, коэффициент ее развития, наименьшие значения примененных при проектировании радиусов кривых в плане, выпуклых и вогнутых вертикальных кривых; число углов поворота и среднее значение угла поворота; среднее значение радиусов кривых в плане; максимальный продольный уклон; протяженность участков с максимальными продольными уклонами; протяженность участков, проходящих в пределах населенных пунктов;

 

· земляное полотно – ширина земляного полотна; рабочие отметки, протяженность участков в сложных инженерно-геологических условиях, в том числе на болотах, в скальных грунтах и т.п.; профильные и оплачиваемые объемы земляных работ, в том числе по видам применяемых для разработки машин; объем оплачиваемых работ на 1 км дороги; объемы укрепительных работ;

 

· дорожная одежда – ширина проезжей части; характеристики прочности дорожной одежды; конструкции дорожной одежды основной проезжей части и краевых полос, укрепления обочин; площади проезжей части, краевых полос и укрепления обочин;

 

· искусственные сооружения – количество водопропускных труб и их суммарная длина, в том числе для различных отверстий; количество и размеры мостов (малых, средних и больших), путепроводов, тоннелей, пешеходных переходов в разных уровнях, подпорных стен;

 

· пересечения и примыкания – количество пересечений с автомобильными дорогами в одном и разных уровнях; количество съездов с дороги; количество пересечений с железными дорогами в одном и разных уровнях;

 

· обстановка дороги – количество дорожных знаков, сигнальных столбиков, длина ограждений различного типа, количество автобусных остановок, площадок отдыха, протяженность линий связи, освещения, снегозащитного и декоративного озеленения;

 

· подготовка территории и организация строительства – общие площади постоянного и временного отвода, в том числе по видам земельных угодий; площадь рекультивируемых земель; объемы работ по сносу зданий и сооружений, переустройству подземных и воздушных коммуникаций; сроки строительства, потребность в основных дорожно-строительных материалах и механизмах.

 

Транспортно–эксплуатационных показатели: объем перевозок; грузооборот; интенсивность и состав транспортного потока; пропускная способность; коэффициенты загрузки дороги движением; скорости движения одиночных автомобилей и транспортного потока; зрительная плавность трассы; протяженность участков с ограниченной видимостью; допускаемые нагрузки на дорожную одежду и искусственные сооружения.

 

11.2. Показатели безопасности движения

 

Оценка безопасности движения по дороге осуществляется с использованием метода коэффициентов аварийности. Итоговый коэффициент аварийности представляет собой произведение частных коэффициентов, учитывающих влияние отдельных элементов плана и профиля трассы и других факторов.

 

Частные коэффициенты аварийности рассчитываются с помощью программы Расчет коэффициентов аварийности на основании файлов плана трассы и проектного продольного профиля. Дополнительная информация о дорожных условиях (интенсивность движения, видимость в плане и т.д.) вводится в соответствующие файлы исходных данных. Результатом работы программы является таблица Коэффициенты аварийности.

 

Программы Пропускная способность и Расчет коэффициентов аварийности вычисляют частные коэффициенты для расчета пропускной способности и коэффициента аварийности. Окончательный расчет пропускной способности, коэффициента аварийности и других оценочных параметров выполняется программой Графики оценки проектных решений. Эта программа строит графики пропускной способности, уровня загрузки, итогового коэффициента аварийности и скоростей движения в прямом и обратном направлениях, а также обеспечивает вывод графиков на печать.

  

11.3. Экологические показатели

 

Оценка проектных решений в части воздействий на окружающую среду производится в соответствии с "Рекомендациями по учету требований окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов".

 

Расчеты выполняют по следующим показателям:

 

· уровень загрязнения почв соединениями свинца;

 

· уровень загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода, углеводородами, окисью азота и соединениями свинца;

 

· уровень воздействия на водную среду;

 

· уровень загрязнения атмосферного воздуха и придорожных территорий пылью;

 

· уровень шумового воздействия.

 

На основе проводимых расчетов строятся графики уровня загрязнения данного вида в поперечных сечениях автомобильных дорог, а также проектируются защитные мероприятия по снижению уровня воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду.

 

11.4. Экономические показатели

 

Расчет социально-экономической и экологической эффективности, анализ чувствительности и риска проектных решений выполняется в соответствии с “Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования”.

 

Эффективность инвестиций в дорожные работы обеспечивается прямым и косвенным эффектом.

 

Прямой эффект включает:

 

· транспортный эффект, характеризующий прямую выгоду пользователей от улучшения дорожных условий – снижение себестоимости перевозок грузов и пассажиров за счет повышения скорости движения, снижения расхода горючего и сокращение потребности в транспортных средствах вследствие повышения их производительности в результате улучшения дорожных условий;

 

· эксплуатационный эффект – вследствие уменьшения транспортно-эксплуатационных затрат при перевозках грузов и пассажиров, что, в основном, возмещает первоначальные капиталовложения, а также отражается на показателях работы автомобильного транспорта;

 

· социально-экономический эффектвследствие повышения удобства и безопасности транспортного сообщения, сокращения времени пребывания пассажиров в пути, снижения потерь от дорожно-транспортных происшествий и повышения безопасности движения, уменьшения экологического ущерба в результате снижения отрицательных воздействий на природную среду, увеличения объемов автомобильных перевозок и повышения их качества, улучшения социальных условий жизни населения и улучшения экономического положения.

 

Косвенный эффект включает:

 

· внетранспортный эффект - в других отраслях экономики (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и др.) и в социальной сфере – вследствие сокращения времени доставки грузов, как результат улучшения системы транспортного обслуживания.

 

Своевременность выполнения определенных работ устанавливается выявлением “ценности” Проекта, для расчета которой надлежит определить: превышают ли доходы, получаемые от Проекта, затраты на его осуществление.

 

При проведении анализа назначаются временные границы – ожидаемое число лет, в течение которых gроект будет технически допустим и приносить доход.

 

В качестве критериев оценки используют следующие показатели:

 

· чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный экономический эффект (NPV);

 

· внутренняя норма доходности (ВНД или IRR);

 

· индекс доходности (ИД или PI);

 

· срок окупаемости (срок возмещения капитальных затрат).

 

Основным критерием оценки решений является чистый дисконтированный доходЧДД (или NPV), который представляет собой суммарную разницу дисконтированных доходов и расходов за расчетный период времени.

 

Для его определения будущие доходы и затраты сводятся к единому числу с использованием дисконтирования. Формула ЧДД имеет вид ,

 

где Bt – полные выгоды в год t; Сt – полные затраты в год t; t – соответствующий год проекта (1,2,3,…,n); n – срок службы проекта; Е – норма дисконта (процент).

 

ЧДД отражает ту дополнительную прибыль, которую получит инвестор в результате осуществления проекта по сравнению с другим возможным вариантом.

 

Критерий отбора по ЧДД означает, что проект может быть рекомендован для финансирования, если его ЧДД > 0, т.е. дисконтированные выгоды должны превышать дисконтированные затраты. Предпочтение следует отдавать проектам с более высоким ЧДД.

 

11.5. 3D-моделирование проектируемых дорог

 

Просмотр трехмерного вида проекта автомобильной дороги осуществляется в окне 3D-вид (рис. 11.2), которое открывается командой 3D-вид в меню Окно, либо сочетанием клавиш Ctrl+4.

 

 

 

Любые изменения в одной из проекций дороги (план, продольный и поперечный профили) сразу же отображаются в окне 3D-вида. Таким образом, легко можно увидеть, например, результаты "врезки" проектной поверхности в существующую.

 

Окно 3D-вида состоит из следующих основных элементов.

 

Строка заголовка. Строка заголовка находится в самой верхней части окна и содержит пиктограмму IndorCAD/Road, название окна и стандартные кнопки управления размерами основного окна. Щелкнув на пиктограмме, можно получить доступ к системному меню для изменения размера, закрытия или перемещения окна.

 

Панель инструментов. Панель инструментов находится под строкой заголовка и включает инструменты для переключения режимов перемещения в окне 3D-вида, копирования текущего изображения и записи видеороликов проезда по дороге.

 

Область просмотра. Область просмотра расположена в центре окна. Здесь отображается трехмерный вид проекта.

 

Строка статуса. Строка статуса находится в нижней части окна. В ней отображаются координаты положения камеры в пространстве.

 

Специальные возможности

 

3D-вид позволяет визуально представить проект вместе с инженерным обустройством и другими объектами, расположенными вдоль дороги, и оценить такие параметры проекта, как

 

· пространственная видимость трассы,

 

· видимость на поворотах и примыканиях,

 

· изгибы трассы в плане и продольном профиле,

 

· длина прямых перегонов,

 

· возможные места заторов,

 

· видимость дорожных знаков и других объектов и места их расположения.

 

3D-объекты

 

В число стандартных трехмерных объектов входят дорожные знаки, ограждения, здания и деревья. Кроме того, в окне 3D-вида возможно моделирование транспортного потока с заданными для каждой трассы направлениями движения.

 

Режимы просмотра

 

При открытии окна 3D-вида на плане проекта появляется красная стрелка, которая показывает текущее положение и направление камеры. Стрелка помогает ориентироваться в пространстве 3D-вида и сопоставлять текущий 3D-вид с конкретным участком плана.

 

Для просмотра 3D-вида проекта предусмотрено два режима перемещения: режим свободного перемещения и режим проезда по трассе. Выбор режима осуществляется с помощью кнопок панели инструментов.

 

Кнопка Свободное перемещение включает режим интерактивного перемещения в пространстве по свободной траектории. При открытии окна 3D-вид этот режим включается по умолчанию. Для перемещения используются специальные клавиши клавиатуры:

 

· стрелки, управляющие перемещением курсора Up, Down, Left, Right, позволяют изменять вертикальный (вверх, вниз) и горизонтальный (влево, вправо) угол просмотра;

 

· клавиши W, S, A, D используют для перемещения камеры вперед, назад, влево, вправо в выбранной плоскости просмотра;

 

· клавиши Page up, Page down позволяют перемещать камеру вверх, вниз;

 

· при нажатии на клавишу Пробел движение камеры останавливается;

 

· клавиша Home включает режим гравитации. При этом камера фиксируется на высоте 1,2 метра относительно существующей поверхности (высоту можно изменить с помощью клавиш Page up, Page down). При перемещении в данном режиме высота камеры относительно существующей поверхности остается постоянной. Повторное нажатие клавиши Home отключает данный режим.

 

Кнопка Проезд по трассе включает режим интерактивного перемещения по трассе. В этом режиме вид на дорогу отображается с точки зрения водителя. Режим становится доступным, если установлен модуль, позволяющий отображать автомобильные потоки.

 

Для перемещения используются специальные клавиши клавиатуры:

 

· стрелки, управляющие перемещением курсора Up, Down, Left, Right, позволяют изменять вертикальный (вверх, вниз) и горизонтальный (влево, вправо) угол просмотра из автомобиля;

 

· клавиши W, S используют для увеличения и уменьшения скорости автомобиля;

 

· клавиши A, D используют для перемещения автомобиля влево и вправо перпендикулярно оси трассы.

 

При просмотре 3D-вида проекта можно включить режим сглаживания поверхности, щелкнув на кнопке Сглаживание поверхности, расположенной на панели инструментов.

 

Чтобы поместить текущее изображение в буфер обмена щелкните на кнопке Копировать текущее изображение в буфер.

 

Настройка 3D-вида

 

Чтобы вызвать диалог настройки параметров изображения 3D-вида, щелкните кнопку Настройка 3D-вида, расположенную на панели инструментов.

 

 

 

Настройки 3D-вида позволяют:

 

· установить подходящие размеры окна 3D-вида: ширину и высоту отображаемой области (размеры окна можно изменить также с помощью мыши);

 

· включить или отключить сглаживание поверхности (это можно сделать также с помощью кнопки Сглаживание поверхности на панели инструментов окна 3D-вида);

 

· задать минимальное и максимальное расстояние видимости в 3D-виде.

 

Запись траектории движения

 

В окне 3D-вида реализована возможность записи траектории пролета над дорогой или проезда по ней в специальный файл с расширением *trace. Для этого предусмотрены следующие инструменты.

 

Начать запись траектории движения камеры

 

Этот инструмент включает режим записи пролета в окне 3D-вида в файл с расширением *trace. При выборе этого инструмента открывается диалоговое окно Выберите файл для записи (рис. 11.4), в котором необходимо указать путь и ввести имя файла. Чтобы начать запись видеоролика в выбранный файл, нажмите на кнопку Сохранить.

 

 

 

Приостановить запись траектории движения камеры

 

Включает режим временной остановки записи. Эта кнопка становится доступной только в режиме записи траектории движения камеры. Чтобы продолжить запись, отключите данный режим щелчком мыши по пиктограмме кнопки.

 

Просмотр записи в 3D-виде

 

Чтобы просмотреть файл с записью, выполните команду Проиграть пролет в меню Сервис.

 

Запись видеороликов

 

Для демонстрации видеоролика без системы IndorCAD/Road, файл с записью траектории *.trace необходимо преобразовать в видеофайл с расширением *.avi. Для этого требуется выполнить команду Записать пролет в AVI в меню Сервис.

 

11.6. Моделирование транспортных потоков

 

Многочисленные гипотезы теории движения транспортных потоков исходят из рассмотрения упрощенных схем (моделей). Их можно разделить на 2 основные группы:

 

· теории, основанные на динамических моделях потоков автомобилей. Они исследуют расстояния при различных скоростях между автомобилями, следующими друг за другом без обгона по одной полосе проезжей части и распространяют установленные закономерности на весь транспортный поток. Эта схема лучше всего соответствует высоким интенсивностям движения, когда обгоны практически невозможны или сопряжены с большим риском;

 

· теории, основанные на вероятностных моделях. Они анализируют движение двух встречных потоков автомобилей в целом, учитывая возможность обгонов с заездом на полосу встречного движения в моменты, когда во встречном потоке имеется достаточное для этого расстояние между автомобилями.

 

Основной областью использования вероятностных моделей являются задачи, в которых решаются вопросы взаимодействия транспортных потоков средней интенсивности, а также технико-экономические задачи.

 

Наиболее совершенный пакет программ по моделированию транспортных потоков PTV-Vision разработан немецкой фирмой A+S Consult . Основными модулями пакета программ являются: VISSIM – моделирование транспорта на макроуровне (рис. 11.5) и моделирование работы сигнальных устройств (светофоров); VISSUM – моделирование существующих и прогнозируемых транспортных потоков, отработка сценариев "что будет, если…".

 

 

 

В системе IndorCAD/Road встроен модуль моделирования транспортных потоков. Он позволяет, при заданной интенсивности и структуре транспортного движения, получать статистические данные о транспортном потоке на проектируемой дороге и моделировать движение потока в 3D-виде (рис. 11.6).