Содержание материала

Плоское черчение (ручка)

Этот урок показывает, как использовать инструменты bCAD для плоского черчения. Вы научитесь применять несколько инструментов различными способами.

На рисунке выше, показан чертеж, который Вы получите к концу урока. Слева изображена объемная деталь, выполненная по этому чертежу.

Перед выполнением урока, Вы можете посмотреть на готовый пример чертежа. Он находится на компакт диске bCADa в папке ... \ docs \ Primery uchebnika \ Ruchka файл Ruchka.bdf.

Подготовка к работе

Вам предлагается проделать большой цикл настройки bCADа. Такую работу приходится делать довольно редко. Все Ваши настройки bCAD запоминает при выходе из программы и если их никто не меняет, то выполнять эти так много действий больше не придется.

Настройте параметры отображения:

1. Выберите в меню Файл пункт Настройки, затем, в появившейся одноименной панели - закладку Отображение.

2. Установите в графе Диалоги параметр Десятичная точность = 3. Во всех диалогах bCAD будет использовать величины, вычисленные с этой точностью. Величину можно ввести с клавиатуры, а можно - изменить кнопками .

3. Установите в графе Размеры параметр Десятичная точность = 0. И флаг Подавлять нули в конце. При автоматической простановке размеров bCAD будет предлагать величины, вычисленные с этой точностью, а в конце чисел не будет лишних нулей.

4. Снимите флаги Толщина линий = 0 и Толщина линий поверхности = 0.

5. Установите флаг Панель редактора.

6. Остальные значения - по Вашему желанию. Щелкните мышью по кнопке OK. или нажмите клавишу Enter.

Панель исчезнет с экрана.

Установите необходимые панели инструментов:

1. Выберите в главном меню пункты Панели-Настройка-Панели.

На экране появится панель Настройка.

2. Щелчками левой кнопки мыши установите флажки у панелей: Стандартная, Установки редактора, Свойства, Черчение, Трансформации, Измерения, Привязка к объекту, Редактор контуров. Именно эти панели содержат инструменты необходимые для построения чертежа. У остальных панелей флаги можно снять. Чтобы не отвле-кали.

3. Установите флаг Подсказки. Всплывающие подсказки помогут Вам искать нужную кнопку.

4. Щелкните мышью по кнопке OK. или нажмите Enter.

Панель исчезнет с экрана. Одновременно исчезнут панели, возле названия которых были сняты галочки.

Все дальнейшие настройки запоминаются в файле модели. Вам не потребуется устанавливать их в следующий раз, когда потребуется продолжить работу с ней.

Создайте новую модель:

Нажмите кнопку Создать на панели инструментов Стандартная или выберите одноименный пункт в меню Файл.

Установите масштаб построений:

1. Нажмите кнопку Установки редактора панели Рабочие параметры редактора (клавиша F5).

На экране появится одноименная панель.

2. Установите Масштаб = 1 : 1, Превышение = 0. Все построения будем вести в одной плос-кости XOY.

3. Щелкните мышью по кнопке OK. или нажмите клавишу Enter.

Панель исчезнет с экрана.

Настройте параметры системы координат:

1. Нажмите на панели Установки редактора кнопку Координаты (клавиша F6).

На экране появится панель Координатная система.

2. Установите необходимые параметры: Тип - Декартова, Углы - градусы, Расстояния - милли-метры, Начало системы координат - Абсолютное.

3. Щелкните мышью по кнопке OK. или нажмите клавишу Enter.

Панель исчезнет с экрана.

Настройте параметры сетки:

Сетка на экране и выравнивание по ней существенно облегчают построения. Особенно мышью. Ориентируясь по линиям регулярной сетки легко определять размеры элементов и расстояния между ними. В общем, на миллиметровке чертить проще, чем на ватмане.

1. Нажмите на панели Установки редактора кнопку Сетка (клавиша F7).

На экране появится панель Сетка.

2. Установите необходимые параметры. Удобно использовать Шаг = 5 мм. Установите флаги Показывать и Выравнивать. Вид сетки произвольный. Авторы предпочитают "крестики" и 10+ (каждые десять шагов - линия). Цвет крестиков (верхняя кнопка)- потемнее, линий (нижняя кнопка) - светлый. Минимальный размер ячейки (расстояние между точками), при котором ее видно на экране = 7, а для каждой 10-й = 2. Попробуйте поиграть этими параметрами. Устанавливайте значения и уменьшайте / увеличивайте изображение на экране до пропадания / появления сетки. Подберите настройки, удобные для Ваших глаз.

3. Щелкните мышью по кнопке OK. или нажмите клавишу Enter.

Панель исчезнет с экрана. На экране появится сетка с новыми параметрами.

План действий

Компьютер, в отличие от бумаги, позволяет легко копировать и изменять проведенные линии. И никаких грязных следов. Часто бывает удобнее построить "гру-бый" контур, а затем, специальными инструментами, получить детали. Примерно так же, как на бумаге, вначале выполняют вспомогательные построения, а, затем, обводят. Одинаковые элементы легко получать копированием, а симметричные -зеркальным отражением.

Посмотрите внимательно на чертеж. Деталь осесимметрична. Чертеж тоже. В верхней половине, чтобы показать форму отверстия и канавки, выполнен частичный разрез. К этому изображению проставлены размеры.

Построения можно условно разбить на три этапа:

1. Построение верхней половины изображения детали. Фактически это верхняя половина разреза детали.

На этом этапе, получают ось детали, верхнюю половину наружного контура и контур отверстия, штриховку и оси дуги канавки. Обратите внимание, что ось детали не выхо-дит за наружный контур. Учатся строить ломаные линии, а, затем, модифицировать полученные, получать штриховку по имеющимся контурам.

Основные инструменты: Ломаная  , Штриховка  , Окружность , Фаска  и приложение Обрезка .

2. Построение нижней половины детали. Фактически это нижняя половина вида спереди.

На этом этапе из верхней половины наружного контура получают его нижнюю часть и проводят вертикальные линии границ поверхностей детали (т.е. границ перехода цилиндрических частей в конические и т.п.). Учатся копи-ровать объекты и получать их зеркальные отражения, Опираться при построениях на существующие точки линий и проводить строго вертикальные линии. Основные инструменты: Зеркальное отражение  , Отрезок  и приложение Обрезка  . Используется привязка В вершину отрезка  и режим Залипание на 90°.

3. Простановка размеров.
На этом этапе проставляют размеры к уже построенному изображению. Все величины берут из чертежа. Учатся использовать инструменты простановки размеров, добавлять в размерные надписи специальные знаки, наносить недостающие надписи и переделывать размерные надписи другими инструментами. Основные инструменты: Вертикальный размер  , Горизонтальный размер  , Радиус II  . Для отдельных операций используют, 2D текст  , а для переделки размера 20 в оборванный - инструменты Удалить  и Переместить вершину  в режиме выбора Без групп.


После этого, можно прорезать Окна в штриховке  для размерной надписи (55) и выдвинуть концы оси на несколько миллиметров за линии основного контура, как этого требуют некоторые стандарты.

Построение верхней половины - подробный план

Ниже приведен развернутый план построения верхней половины изображения, далее - пошаговая реализация этого плана. Попробуйте выполнить все построения по развернутому плану и, если возникли проблемы, обращайтесь к пошаговой ин-струкции. Затем, выполните построения, следуя пошаговой инструкции.

При составлении плана исходят из традиционных принципов. Первым делом проводят оси, затем, набрасывают линии основных контуров, получают мелкие детали, и, наконец - заштриховывают.

Итак, подробный план (соответствующие рисунки - ниже):

1. Проведем горизонтальную ось симметрии детали. Точно по размеру контура. Используем инструмент Отрезок  .

2. Построим Главный контур - верхнюю половину внешнего контура детали, но без фасок и дуги канавки. Используем инструмент Ломаная  .

3. Выполним фаски. Инструмент так и называется Фаска  .

4. Построим контур отверстия. Используем инструмент Ломаная  и приложение Обрезка  . Будет удобно, если перед построением начало координатной системы (  или F6) перенести на правый конец оси. При этом пригодится привязка В вершину отрезка  .

5. Дугу канавки получим, применяя инструмент Окружность  в варианте По точке на окружности и центру  и приложение Обрезка  . Если Вы перенесли начало координат на предыдущем шаге, то нижняя точка окружности известна, а центр - на величину радиуса выше.

6. Получившийся контур заштрихуем. Инструмент - Штриховка  . Настройте его на вариант  .

7. Наконец, построим оси обозначающие центр дуги. Используем инструмент Отрезок  в режиме Перекрестье  .