Наиболее прогрессивным видом трубопроводных запорных устройств выступают шаровые краны.
Пусть подобные конструкции не выступают в роли чего-то новаторского, ведь изобретены они были более сотни лет тому назад, но обеспечить нужную плотность в той точке, где металлическая оболочка шара стыкуется с седлом корпуса, стало возможным относительно недавно. Все благодаря современным синтетическим веществам – фторопласту, широко распространенному искусственному каучуку и прочим. Теперь наилучшая герметичность достигается как в газовых, так и водопроводных магистралях, где «на страже» стоят: кран газовый шаровый и его коллега – кран для жидкостей.
Какие бывают конструкции шаровых кранов
Наличие шарика внутри корпуса крана позволило не только существенно повысить герметичность, но и максимально снизить усилия для манипуляций этим элементом арматуры. По своим конструктивным параметрам и назначению шаровые краны бывают:
- Фланцевыми.
- Муфтовыми.
- Приварными.
Это по типу выпускаемых соединений, а по сложности делятся на:
- Трехходовые L-образные. Служат для распределения технологического потока в нужном направлении магистрали.
- Трехходовые Т–образные. Разделяют поток лишь в одну из двух сторон либо стразу в обоих направлениях.
- Полнопроходные.
- Неполнопроходные.
Существуют такие конструкции шаровых кранов:
- моноблочные;
- двухсоставные;
- трехсоставные.
К достоинствам шаровых кранов можно отнести:
- скромные габариты;
- конструкционную простоту;
- полноценную герметичность по всему диаметру;
- способность выдерживать большие давления;
- удобство и быстроту управления;
- отличную надежность;
- большой срок службы.
Но есть у таких устройств и недостатки:
- если текущие среды содержат абразивные компоненты, то седла быстро изнашиваются;
- сложность регулирования рабочего потока при избыточном давлении.
- Отличительные особенности газовых и водяных шаровых кранов
Как уже упоминалось, существуют два варианта шаровых кранов – для газовых и жидкостных потоков. Естественно, что их конструкции отличаются друг от друга, хотя перепутать их сложно и по внешнему виду: они обладают разного цвета ручками. В газовых краниках управляющий рычажок имеет только желтый цвет, а вот жидкостные краны могут иметь рукоятки синего, красного и даже черного оттенка. Но это только внешнее отличие.
Газовый кран наделен:
- усиленным корпусом и резьбовым соединением;
- запорным шаром из латуни, покрытым никелем;
- уплотнением штока из спецматериала.
Посему он не нуждается в специфическом обслуживании, открывает проходное трубопроводное сечение и дает возможность осуществлять визуальный контроль перекрытой магистрали. Благодаря таким свойствам устанавливается в промышленных газопроводах с низким и средним избыточным давлением, в системах городского газового хозяйства и на трубопроводах со слабоагрессивными средами.